АБИТУРИЕНТУ   СТУДЕНТУ   ВЫПУСКНИКУ   СОТРУДНИКУ   РАСПИСАНИЯ


БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ГЛАВНАЯ
НАШ ФАКУЛЬТЕТ
ПОСТУПЛЕНИЕ
ПЕРЕВОД И ВОССТАНОВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Учебно-методическая комиссия
Бакалавриат
Магистратура
Аннотации элективных дисциплин
Аспирантура
Докторантура
Выпускникам 2017
Конкурсы и стипендии
Соц. пакет студента
Вопросы по справкам и документам
НАУКА
ЭТИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ
ШКОЛЬНИКАМ И УЧИТЕЛЯМ
СТУДСОВЕТ
БИБЛИОТЕКА
ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
САЧОК
БЛОГ
ТРУДОУСТРОЙСТВО
АДМИНИСТРАЦИЯ
СВЕДЕНИЯ О СПбГУ
ЗЕЛЕНЫЙ КАМПУС

Авторизация
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
 

Главная / Образование / Бакалавриат

Образовательная программа «Экология и биология почв, землепользование»


 

В рамках направления «Почвоведение» на биолого-почвенном факультете ведется подготовка бакалавров и магистров. Специализация бакалавров и магистров в различных областях современной науки о почвах осуществляется профессорско-преподавательским составом кафедры Почвоведения и экологии почв и кафедры Агрохимии, в штате которых состоят 8 профессоров, 10 доцентов и старших преподавателей.

Необходимость изучения почвенного покрова нашей планеты и аспектов его устойчивого функционирования обусловлена поиском решений глобальных проблемы современности:

- продовольственная проблема - продовольственная безопасность страны: падение плодородия почв в связи с их прогрессирующей деградацией, сокращение доли пахотных земель на одного человека;

- здоровье людей - ухудшение качества продуктов питания и воды: загрязнение почв тяжелыми металлами и ксенобиотиками, избыток или недостаток удобрений, несбалансированность элементов питания растений в почвах и др.;

- потеря биоразнообразия: разрушение почв - среды обитания, сокращение площади, занимаемой целинными землями;

- глобальное изменение климата: распашка земель и деградация почв вызывают изменения в дыхании почвы (увеличение эмиссии CO2 и других парниковых газов);

- энергетическая проблема: использование почв для выращивания растений на биотопливо - "сжигание почвы".

Исследуя почвы, мы узнаем:

– о культуре и жизни наших предков – раздел археологического почвоведения;
– о климате прошедших эпох и древних ландшафтах – палеопочвоведение;
– об изменениях современного климата – мониторинг почв;
– о том, что можно вырастить, сколько и какого качества – агропочвоведение;
– о стоимости и качестве земли – земельный кадастр и сертификация почв;
– о многообразии жизни  в почве – почвенная микробиология, зоология и биология почв;
– о том, какой лес можно вырастить - лесное почвоведение;
– о том, как улучшить свойства почвы, осушить или дать почве дополнительную влагу (оросить) почву – мелиоративное почвоведение;
– о здоровье почвы - санитарное почвоведение, экология почв.

На первом уровне высшего профессионального  образования – в бакалавриате – студенты получают базовую подготовку классического университета в рамках профиля «Экология и биология почв, землепользование»  по блокам дисциплин:

- естественнонаучных – математика, физика, химия, геология, минералогия, география, биология, геодезия, климатология;

- гуманитарных – история, философия, культурология, экономика, экологическое и земельное право, английский язык;

- специальных – почвоведение, агрохимия, экология, биология почв, землепользование и многие другие.

Выдержка из Всемирной хартии почв «World Soil Charter» ООН, 1982 г.

«…признавая основополагающую роль земельных ресурсов для жизни и благосостояния людей, а также для экономической независимости  целых стран; признавая быстрорастущие потребности в продуктах питания, очень важно, чтобы вопросы оптимального землепользования, поддержания и повышения продуктивности почв, и охраны почвенных ресурсов рассматривались, как имеющие первостепенное значение…

Указания к действию, содержащиеся во Всемирной хартии почв в различных областях освоения и охраны земель:

–почвенная съемка и количественная оценка земельных ресурсов;

–оценка деградации почв и процессов опустынивания;

–определение потенциала землепользования на основе агроэкологического подхода;

–количественная оценка способности земель прокормить население;

–планирование оптимального землепользования;

обучение специалистов в вышеперечисленных областях…»


В рамках одной образовательной программы ведется обучение по трем специализациям:

1. Экология почв. В рамках специализации бакалавры получают компетенции экологов широкого профиля. Комплексная подготовка, в которую входит широкий круг дисциплин биологического, химического, географического и геологического направлений обеспечивает понимание процессов и знание механизмов взаимосвязи всех компонентов ландшафтов, в центре которых находится почва. Это позволяет выпускникам ориентироваться и оценивать самые сложные экологические ситуации, возникающие в естественных и антропогенных экосистемах и принимать управленческие решения.

2. Землепользование. В рамках специализации бакалавры получают широкий спектр компетенций в области рационального землепользования, базирующегося на сбалансированности всех функций почв, оценке экологического и ресурсного потенциала почвенного покрова. Это свидетельствует о том, что теоретические основы управления рациональным землепользованием, а также комплекс практических действий применительно к организации и использованию конкретного земельного участка

(в том числе таких, как ландшафтный дизайн, почвенно-ландшафтная организация) невозможны без глубокого знания почвы как особого биокосного естественно-исторического тела и почвенного покрова в целом. В этом смысле качественное и востребованное на рынке управления земельными ресурсами образование можно получить, обучаясь на почвенном отделении СПбГУ.

3. Биология почв. В рамках специализации бакалавры получают компетенции в области поддержания устойчивости и продуктивности агроэкосистем на основе изучения физиологических и биохимических механизмов мобилизации растениями минеральных ресурсов; изучения генетического потенциала культурных растений и закономерностей их адаптаций к условиям дефицита различных элементов; взаимодействий в системе почва – растение – почвенные организмы. Это позволяет выпускникам профессионально подходить к вопросу управления агрофитоценозами и решению продовольственных проблем.

Обучение сопровождается прохождением летних полевых учебных (1 и 2 курсы) и производственных (3 курс) практик на учебных базах СПбГУ, в заповедниках Ленинградской и Белгородской областей и в учебной экспедиционной поездке по природным зонам от Санкт-Петербурга до Крыма (знаменитая «Зоналка»).

Студентам предоставляется возможность заниматься научной работой уже с первых курсов на базе научно-исследовательских лабораторий кафедр, в Центральном музее почвоведения им.В.В.Докучаева и других ведущих научных учреждениях Санкт-Петербурга.

По итогам освоения четырехлетней образовательной программы и по результатам защиты выпускной квалификационной работы выпускнику присваивается степень бакалавра почвоведения.

На втором уровне университетского образования, в магистратуре, в рамках направления «Почвоведение» ведется углубленная специализация в следующих областях: «Экология почв», «География, генезис и эволюция почв», «Земельный кадастр и сертификация почв», «Биология почв и агрохимия».

После защиты магистерской диссертации и присвоения академической степени магистра почвоведения перед выпускниками открываются широкие возможности для трудоустройства и продолжения обучения в аспирантуре.

Наши выпускники умеют

Основная задача образовательных программ по направлению «Почвоведение» заключается в том, чтобы научить будущих бакалавров и магистров:

–осуществлять экологический аудит и менеджмент в области почвенных и земельных ресурсов;

–организовывать и проводить экологический мониторинг почв и окружающей среды;

–оценивать устойчивость почв к антропогенным нагрузкам;

–применять современные химико-аналитические и биологические методы для решения научно-исследовательских и практических задач;

–планировать и осуществлять экологически устойчивое землепользование;

–проводить различные виды картографических работ;

–составлять экологический паспорт почв, проводить сертификацию и кадастровую оценку почв;

–использовать современные информационные и геоинформационные ресурсы для решения профессиональных задач;

–применять знания основ функционирования системы почва-растение и биоиндикации;

–применять методы культивирования растений в открытом и защищенном грунте;

–проводить санитарно-гигиеническую экспертизу качества продукции растениеводства;

–уметь управлять продукционным процессом растений;

–осуществлять педагогический процесс в ВУЗах, колледжах и школах.


Страничка истории…

Санкт-Петербургский  университет – родина фундаментальной науки о почве – генетического почвоведения. Основателем науки является знаменитый питомец СПбГУ, геолог и минералог, профессор В.В.Докучаев (1846–1903).

История подготовки специалистов высшей квалификации в области почвоведения берет начало с 1836 года, когда на 2-м отделении философского факультета была создана кафедра сельского хозяйства, лесоводства и торгового счетоводства.

В 1843 году она была преобразована в кафедру агрономии и затем, в 1922г. – кафедру экспериментального почвоведения. Еще одна почвенная кафедра – «Географии почв» появилась в 1925 году.

В 1949г. на основе этих двух кафедр и вновь созданной кафедры агрономии сформировалось почвенное отделение.

В настоящее время подготовка бакалавров и магистров по направлению «почвоведение» ведется на двух кафедрах: «Почвоведения и экологии почв» и «Агрохимии».


Специалисты кафедры Почвоведения и экологии почв ежегодно (с 1997 г.) организуют и проводят уникальную студенческую конференцию - Докучаевские молодежные чтения, в которой принимают участие студенты со всей России от Калининграда до Владивостока, в том числе с факультета Почвоведения МГУ и других классических университетов.

Тематика научно-практических конференций отражает наиболее острые проблемы современной действительности, связанные с рациональным использование земельных ресурсов.


Трудоустройство

Высокий уровень преподавания и фундаментальный комплекс профессиональных знаний обеспечивают нашим выпускникам хорошие стартовые позиции для успешной работы:

- в промышленном и сельскохозяйственном секторе;

- в Федеральной службе земельного кадастра России;

- в государственных органах экологического контроля и управления земельными ресурсами;

- в экологических и контролирующих службах предприятий и организаций (экологический аудит и менеджмент);

- в сфере образования (ВУЗы, колледжи, школы);

- в научных, проектно-изыскательских институтах, бюро, фирмах и других организациях, использующих знания и информацию о почвах (экология, землеустройство, ландшафтный дизайн, агрономия, биология, картография, строительство, криминалистика, медицина, археология).

Прием в 2010 году

Прием на первый курс программы подготовки бакалавров осуществляется на конкурсной основе по результатам ЕГЭ по Биологии (профильное вступительное испытание), Русскому языку и Химии
Прием на программу подготовки магистров осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительного испытания в письменной форме (тестирование) по Почвоведению.

Подробная информация о Правилах приема, перечнях вступительных испытаний и иных особенностях приемной кампании 2010 – http://www.spbu.ru/candidate/.

Дополнительную информацию об особенностях обучения по профилю «Экология, биологи почв и землепользование» можно найти на сайте Биолого-почвенного факультета  и на сайте кафедры Почвоведения и экологии почв.



контакты       карта сайта      почтовый сервер       управление      поддержка

199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2006-2017