АБИТУРИЕНТУ   СТУДЕНТУ   ВЫПУСКНИКУ   СОТРУДНИКУ   РАСПИСАНИЯ


БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ГЛАВНАЯ
НАШ ФАКУЛЬТЕТ
ПОСТУПЛЕНИЕ
ПЕРЕВОД И ВОССТАНОВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Учебно-методическая комиссия
Бакалавриат
Магистратура
Аннотации элективных дисциплин
Аспирантура
Докторантура
Выпускникам 2017
Конкурсы и стипендии
Соц. пакет студента
Вопросы по справкам и документам
НАУКА
ЭТИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ
ШКОЛЬНИКАМ И УЧИТЕЛЯМ
СТУДСОВЕТ
БИБЛИОТЕКА
ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
САЧОК
БЛОГ
ТРУДОУСТРОЙСТВО
АДМИНИСТРАЦИЯ
СВЕДЕНИЯ О СПбГУ
ЗЕЛЕНЫЙ КАМПУС

Авторизация
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
 

Главная / Образование / Магистратура

Магистерские дипломы




Григорьев Алексей Сергеевич

Квалификационная работа магистра: "Акустические и перцептивные характеристики слов из речи детей 6-8 лет"

Аннотация: Одной из основных функций речи является коммуникативная функция. Успешность вербального коммуникативного акта, применительно к онтогенетическому аспекту развития, во многом зависит от сформированности фонетико-артикуляционного уровня речи ребенка и от способности воспринимающего детскую речь к распознаванию ее значения. Сформированность артикуляционных укладов у ребенка отражают акустические характеристики (длительность гласных, значения частоты основного тона, первой и второй формант). Данные об акустических характеристиках речи детей 6 - 7 лет на материале русского языка немногочисленны, для речи детей 8 лет - отсутствуют. В этой связи целью работы явилось изучение акустических характеристик слов из речи детей 6, 7 и 8 летнего возраста. В ходе работы, используя методы экспертного перцептивного и акустического спектрографического анализа, показано достоверное увеличение количества распознанных экспертами слов детей 8 летнего возраста по сравнению с количеством распознанных слов детей 6 и 7 летнего возраста. Выявлены достоверные различия в площадях формантных треугольников ударных гласных из слов детей 6, 7 и 8 летнего возраста, для безударных гласных – из слов детей 6 и 8 лет. Значения длительности и частоты основного тона гласных в словах, распознанных экспертами с высокой и низкой вероятностью, не различаются. Установлены достоверные различия между длительностями ударных и безударных гласных и длительностями их стационарных участков в словах детей 6 - 8 летнего возраста. Достоверные различия между значениями частоты основного тона ударных и безударных гласных из слов детей 7-8 лет не выявлены. Показаны достоверные различия между площадями формантных треугольников для ударных и безударных гласных из слов детей 6, 7, 8 лет, при снижении площади формантного треугольника безударных гласных с возрастом детей. Площадь формантного треугольника для ударных гласных максимальна в возрасте 7 лет и достоверно больше соответствующих площадей формантных треугольников гласных детей 6 и 8 лет.

Направление: Биология

Кафедра: Общей Физиологии

Научный руководитель: Ляксо Е. Е. , доктор биологических наук

Дата защиты: 18-06-2012

Отзыв о магистранте: Алексей Сергеевич Григорьев пришел в группу по изучению детской речи в начале 2 курса. Практически сразу же он включился в активное освоение методик, используемых при записи и анализе речи детей и взрослых, что позволило ему определить направление собственного исследования - изучение формирования акустической стороны речи детей 5-8 лет на основе перцептивного, акустического и фонетического методов анализа. Он освоил методику записи и компьютерные методы анализа речевых сигналов, особенности подготовки и проведения перцептивного эксперимента, метод аудиометрии. Алексей свободно владеет разносторонней литературой, касающейся механизмов речеобразования, моделей восприятия речи, методов акустического анализа речи, акустики речи, психофизиологических особенностей детей 5-8 летнего возраста. За время работы в лаборатории студент проявил большую заинтересованность, целеустремленность, трудолюбие и самостоятельность, что позволило ему получить оригинальные данные, которые были включены в ряд совместных с сотрудниками группы и персональных публикаций, в том числе и в высоко рейтинговых журналах. Алексей принимал участие в конференциях молодых ученых, российских и международных конференциях. В 2010 году он был награжден грамотой за лучшее научное сообщение на XXII сессии Российского Акустического Общества на секции "Акустика речи", в 2011 году получил персональный грант Американского Акустического Общества, в 2012 году - стипендию Санкт-Петербургского Общества Естествоиспытателей. На протяжении четырех лет Алексей принимает активное участие в работе по грантам, выполняемым рабочей группой по изучению детской речи. Алексея отличает вдумчивость, целеустремленность, способность добиваться желаемого. Эти качества сочетаются с глубокой порядочностью и интеллигентностью. Алексей проявляет хорошие педагогические способности при проведении практических занятий у студентов и при работе со студентами младших курсов, выполняющих свои квалификационные работы в лаборатории. Представленная А.С. Григорьевым магистерская диссертация свидетельствует о свободном владении им выбранной для исследования темой. Все вышесказанное позволяет оценить работу А.С. Григорьева на "отлично" и рекомендовать для продолжения обучения в аспирантуре.

Рецензент: Макаров А. К., кандидат биологических наук

Рецензия: Диссертационная работа Григорьева Алексея Сергеевича посвящена фундаментальной проблеме формирования артикуляционного уклада ребенка дошкольного и начального школьного периода. Одной из актуальных задач решения этой проблемы является выявление становления акустических и фонетических характеристик речи ребенка, обуславливающих правильное её распознавание взрослыми носителями языка. Известно, что в воспроизведении речи человека участвует большое число физиологических процессов во всей сложности их координированного проявления. Выбор автором работы в качестве ключевых моментов исследования речи ребенка оценку вероятности правильного распознавания аудиторами отдельных слов и акустического спектрального анализа гласных звуков этих слов с выявлением их формантных структур представляется логичным и вполне обоснованным, поскольку охватывает главные звенья речевого канала коммуникации. Актуальность такого рода исследований определяется потребностью критериев объективной оценки характера развития речи ребенка и задачами определения информативных признаков, которые обуславливают правильное распознавание речи человеком. Практическая значимость работы очевидна как для диагностики развития речи ребенка, так и для разработки систем автоматического распознавания речи. Рецензируемая работа по построению соответствует утвержденным требованиям, предъявляемым к магистерским диссертациям. Работа изложена на 60 страницах и состоит из введения, обзора литературы, материалов и методов исследования, результатов, их обсуждения, выводов, списка литературы (30 отечественных или переводных публикаций и 45 работ иностранных авторов). имеется также приложение на 20 страницах с рабочими материалами по исследованию распознавания слов детской речи. Во введении изложена актуальность исследования развития речи детей дошкольного и начального школьного периода и распознавания речи детей разного возраста взрослыми носителями русского языка. В обзоре литературы на 14 страницах текста в трех разделах приведены основные сведения об анатомии и физиологии речевого аппарата, слуховой системы, о физиологических механизмах восприятия речи, и представлены известные данные о характеристиках речевого развития детей 5-8 летнего возраста. В разделе "Методика исследования" представлены сведения о характеристиках аудиторов, о тестовых последовательностях выборки слов детской речи и контрольных последовательностях слов взрослой речи, описаны процедуры проведения аудиторного анализа, способы акустического и фонетического анализа звуков речи. Для статистического анализа данных выбран адекватный непараметрический критерий Манна-Уитни. В разделе "Результаты исследований" приводятся данные об особенностях восприятия взрослыми слов детей 6-8 лет. Установлено, что аудиторы с вероятностью более 0,75 правильно распознают более 50% слов детской речи. Интересно отметить, что распознавание слов детей 8-летнего возраста и контрольное распознавание слов взрослой речи не различается. Результаты исследования длительности стационарных участков гласных звуков из слов детей 6 и 8 лет выявили статистически значимые отличия при сравнении распознанных с высокой вероятностью, однако этот параметр не явился информативно значимым для правильного распознавания слов. В результате исследования спектральных характеристик ударных и безударных гласных звуков детской речи впервые показано, что при высокой вероятности распознавания слов детской речи имеет место выраженные различия представительства формантных треугольников гласных звуков детской речи на плоскости частот F1-F2 по сравнению с взрослой речью. И лишь при весьма значительных деформациях формантных треугольников гласных звуков имеет место заметное снижение правильного распознавания гласных. Таким образом установлено, что форма, ориентация и площадь формантных треугольников гласных звуков является одним из значимых признаков при распознавании речи. В разделе "Обсуждение" на 5 страницах на основании анализа проведенных исследований и литературных данных автор приходит к заключению, что распознавание слов и акустические характеристики гласных из слов детей 8-летнего возраста отличаются от соответствующих характеристик слов детей 6 и 7 лет. Обсуждаются артикуляционные, слуховые и социальные причины подобных различий. Принципиальных замечаний пол работе нет. Стоит отметить лишь несколько несущественных замечаний. 1. В работе не обсуждается вопрос о роли формантных переходов гласных звуков для распознавания согласных. Вопрос является важным, поскольку в работе аудиторы распознавали все слово, а не отдельные гласные звуки. 2. Введенный автором параметр "площадь формантного треугольника" требует пояснений с точки зрения его значимости для распознавания гласных звуков. Высказанные замечания нисколько не умаляют ценность работы. Рукопись квалификационной работы Григорьева А.С. написана в хорошем научном стиле. При прочтении складывается убеждение, что автор разбирается в проблеме, владеет методами исследований, умеет кратко, логично и аргументировано изложить материал. Выводы, приведенные в работе, обоснованы, соответствуют полученным данным. Работа проведена на высоком научно-техническом уровне, отвечающем международным стандартам. По моему общему впечатлению и на основании критериев оценки, представленная магистерская диссертация Григорьева Алексея Сергеевича заслуживает оценки "ОТЛИЧНО".

Аннотации квалификационных работ магистров выпуска 2011г.

Аннотации квалификационных работ магистров выпуска 2012г.

Аннотации квалификационных работ магистров выпуска 2013г.

Аннотации квалификационных работ магистров выпуска 2014г.

Аннотации квалификационных работ магистров выпуска 2015г.

Аннотации квалификационных работ магистров выпуска 2016г.


контакты       карта сайта      почтовый сервер       управление      поддержка

199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2006-2017