АБИТУРИЕНТУ   СТУДЕНТУ   ВЫПУСКНИКУ   СОТРУДНИКУ   РАСПИСАНИЯ


БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ГЛАВНАЯ
НАШ ФАКУЛЬТЕТ
ПОСТУПЛЕНИЕ
ПЕРЕВОД И ВОССТАНОВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Учебно-методическая комиссия
Бакалавриат
Магистратура
Аннотации элективных дисциплин
Аспирантура
Докторантура
Выпускникам 2017
Конкурсы и стипендии
Соц. пакет студента
Вопросы по справкам и документам
НАУКА
ЭТИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ
ШКОЛЬНИКАМ И УЧИТЕЛЯМ
СТУДСОВЕТ
БИБЛИОТЕКА
ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
САЧОК
БЛОГ
ТРУДОУСТРОЙСТВО
АДМИНИСТРАЦИЯ
СВЕДЕНИЯ О СПбГУ
ЗЕЛЕНЫЙ КАМПУС

Авторизация
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
 

Главная / Образование / Магистратура

Магистерские дипломы




Абдурахманова Шамсият Омаргаджиевна

Квалификационная работа магистра: "Влияние социального обучения на выработку инструментального условного рефлекса у крыс с разной стратегией поведения"

Аннотация: Магистерская диссертация посвящена исследованию роли социального обучения при выработке инструментального условного рефлекса у белых крыс. В задачи работы также входило изучение влияния стратегии поведения и уровня тревожности на обучение. Проведен анализ литературы, посвященной данной теме, на основе которого были сформулированы предварительные гипотезы, далее проверенные экспериментально. При проведении экспериментальной части работы были использованы такие поведенческие методики и тесты, как приподнятый крестообразный лабиринт, выработка условного рефлекса активного и пассивного избегания и выработка инструментальных условных рефлексов. Сначала проводились эксперименты по изучению роли социального обучения в водных тестах, которые не показали достоверного отличия контрольных (индивидуальное обучение) и опытных (социальное обучение) групп. Достоверное влияние наблюдения крысы за конспецификом было показано при выработке инструментального условного рефлекса нажатия на педаль в экспериментальной установке за пищевое вознаграждение. Кроме того, корреляционный анализ показал достоверную связь между стратегией поведения и успешностью обучения при выработке инструментального рефлекса у крыс – наблюдателей.

Направление: Биология

Кафедра: Высшей Нервной Деятельности и Психофизиологии

Научный руководитель: Виноградова Е. П. , кандидат биологических наук

Дата защиты: 22-06-2011

Отзыв о магистранте: Абдурахманова Шамсият Омаргаджиевна начала научную работу на кафедре высшей нервной деятельности и психофизиологии со второго курса обучения на биолого-почвенном факультете. За этот период времени она освоила целый ряд поведенческих методик – тест выработки условного рефлекса активного и пассивного избегания, тест приподнятый крестообразный и кольцевой лабиринты, тест Порсалта, тест Морриса и др. В связи с тем, что предметом её научных интересов стало изучение социального обучения, она приняла активное участие в разработке модифицированной установки Скиннера для исследования роли имитации в оперантном обучении. По материалам выполненных работы были опубликованы 6 тезисов в материалах научных конфкренций. Неоднократно Абдурахманова Ш. О. участвовала с докладами в Российских и международных научных конференциях и школах. За время специализации в лаборатории она проявила себя не только как трудолюбивая, старательная и инициативная студентка, но и показала способность к самостоятельному планированию серий экспериментов, осмыслению полученных результатов, поиску современной научной литературы, подбору адекватных методов статистической обработки. Она характеризуется глубокой заинтересованностью в изучаемой проблеме, исполнительностью. Все вышесказанное позволяет оценить работу студентки Абдурахманову Шамсият Омаргаджиевну на «отлично».

Рецензент: Ахметзянов И. М., доктор медицинских наук

Рецензия: Поведение животных во многом определяется реализацией врожденных стереотипных форм, однако на способность адаптироваться к меняющимся условиям среды в значительной мере оказывают влияние приобретенный индивидуальный и социальный опыт. Диссертация Ш.О.Абдурахмановой посвящена изучению влияния социального обучения на формирование новых форм поведения у животных с разными индивидуально-типологическими особенностями. Актуальность темы не вызывает сомнения, учитывая возрастающий интерес к проблеме социального обучения в связи с появлением новых знаний о высших психических функциях животных. Во введении четко сформулированы цель и задачи исследования. Литературный обзор состоит из нескольких частей, позволяет охватить исследуемую про¬блему, написан хорошим литературным языком, легко и с интересом читается и, в целом, про¬изводит благоприятное впечатление. Автор показывает хороший уровень владения теоретиче¬скими положениями по избранной теме исследования. Работа выполнена на высоком методическом уровне. Выбранные методики адекватны для решения поставленной задачи и позволяют, кроме того, решить ряд сопутствующих вопросов. Всего было проведено 5 экспериментальных серий, различающихся по степени сложности предъявляемых «крысам-наблюдателям» задач. Полученные результаты собственных исследований статистически достоверны и убеди¬тельны и представляют значительный интерес. Выводы логично вытекают из материала диссер¬тации. Цель и задачи диссертационного исследования, основные результаты и сформулирован¬ные в диссертации выводы находятся в полном взаимном соответствии. Автор отмечает, что для животных с различными индивидуально-типологическими осо¬бенностями значимость социального обучения в приобретении новых навыков в меняющихся условиях среды различна. В работе убедительно показано, что роль наблюдения в обучении за¬висит от стратегии поведения животного и от сложности выполняемой задачи. Полученные ре¬зультаты, несомненно, важны для понимания роли социального обучения в когнитивных про¬цессах и формировании новых форм поведения. К сожалению, автором чрезмерно, на наш взгляд, лаконично представлено описание методик исследования и собственно полученных данных. Поэтому при изучении работы возникло несколько вопросов, в основном методического плана, вытекающих из сжатости представлен¬ного материала: 1.Перед началом каждой экспериментальной серии животных тестировали в приподня¬том крестообразном лабиринте для определения базального уровня тревожности. Использова¬лись ли результаты тестирования при дальнейшем разделении животных на экспериментальные группы? 2.Формирование навыка у крыс-демонстраторов (эксперимент № 2) происходило в при¬сутствии крысы-наблюдателя, находящейся в этой же установке на платформе. Не являлось ли нахождение конспецифика дополнительным отвлекающим стимулом? Регистрировались ли по¬пытки крысы запрыгнуть на платформу? 3.В эксперименте № 3 показано, что скорость выработки рефлекса зависит от предвари¬тельного ознакомления животных с условиями эксперимента. Однако в эксперименте № 2 крыса-наблюдатель также помещалась на платформу в установку и могла «наблюдать» за манипуляциями крысы-демонстратора. Не это ли повлияло на отсутствие выявленных достоверных различий в опыте № 2? 4.Поскольку в эксперименте № 3 было две контрольных группы, существенно разли¬чающихся по скорости нахождения платформы, следует уточнить, с какой из них проводили дальнейшее сравнение результатов, полученных при тестировании крыс-наблюдателей. Магистерская диссертация Абдурахмановой Ш.О. «Влияние социального обучения на вы¬работку инструментального условного рефлекса у крыс с разной стратегией поведения» пред¬ставляет собой выполненную магистрантом квалификационную работу, в которой на основе научных исследований, проведенных под руководством научного руководителя, показано про¬фессиональное владение теорией и практикой психофизиологии и физиологии высшей нервной деятельности, умение решать конкретные задачи в этой сфере.

Оценка: 5

Аннотации квалификационных работ магистров выпуска 2011г.

Аннотации квалификационных работ магистров выпуска 2012г.

Аннотации квалификационных работ магистров выпуска 2013г.

Аннотации квалификационных работ магистров выпуска 2014г.

Аннотации квалификационных работ магистров выпуска 2015г.

Аннотации квалификационных работ магистров выпуска 2016г.


контакты       карта сайта      почтовый сервер       управление      поддержка

199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2006-2017