АБИТУРИЕНТУ   СТУДЕНТУ   ВЫПУСКНИКУ   СОТРУДНИКУ   РАСПИСАНИЯ


БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ГЛАВНАЯ
НАШ ФАКУЛЬТЕТ
ПОСТУПЛЕНИЕ
ПЕРЕВОД И ВОССТАНОВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Учебно-методическая комиссия
Бакалавриат
Магистратура
Аннотации элективных дисциплин
Аспирантура
Докторантура
Выпускникам
Конкурсы и стипендии
Соц. пакет студента
Вопросы по справкам и документам
НАУКА
ЭТИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ
ШКОЛЬНИКАМ И УЧИТЕЛЯМ
СТУДСОВЕТ
БИБЛИОТЕКА
ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
САЧОК
БЛОГ
ТРУДОУСТРОЙСТВО
АДМИНИСТРАЦИЯ
СВЕДЕНИЯ О СПбГУ
ЗЕЛЕНЫЙ КАМПУС

Авторизация
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
 

Главная / Образование / Магистратура

Магистерские дипломы




Трофимов Александр Николаевич

Квалификационная работа магистра: "Молекулярно-клеточные механизмы когнитивных дисфункций взрослых крыс, вызванных неонатальным повышением уровня интерлейкина-1β"

Аннотация: В настоящее время при изучении механизмов воспаления, ответа организма при бактериальных и вирусных инфекциях, травмах, ишемии активно обсуждается роль провоспалительного цитокина интерлейкина-1β (IL-1β), выделяемого активированными иммунными клетками. При этом действие данного цитокина не ограничивается иммунными клетками. В настоящее время IL-1β рассматривается в качестве одного из основных посредников нейроиммунных взаимодействий. Функционирование интерлейкина-1β во взрослом мозге изучено достаточно полно. В частности, хорошо изучено его пирогенное действие, участие в активации гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, активации метаболизма биогенных аминов, подавлении пищевой мотивации, снижении двигательной активности и исследовательского поведения. Многочисленные работы свидетельствуют о ключевой роли IL-1β и его рецепторов при формировании памяти у взрослых животных, при этом повышение уровня цитокина негативно сказывается на когнитивных функциях мозга. Значительно меньше известно о роли IL-1β в центральной нервной системе на ранних этапах онтогенеза. Известно, что ЦНС не заканчивает своего развития после рождения – продолжаются процессы дифференциации клеток, синаптогенеза, глиогенеза и миелинизации, начавшиеся до рождения, продолжают формирование высшие интегративные области, в частности гиппокамп и фронтальная кора. Травмирующие воздействия, имевшие место в раннем постнатальном онтогенезе, влияют на формирование этих структур и, как следствие, вызывают долговременные нарушения памяти и процессов нейропластичности. При этом одним из основных патогенетических механизмов может быть индуцированное травмой повышение продукции IL-1β в клетках нервной и иммунной систем. Повышение уровня IL-1β сопровождает такие распространенные виды перинатальной патологии (приводящие в дальнейшем к нарушениям когнитивных функций) как мозговую ишемию, гипоксию, родовые травмы, инфекционные заболевания. Однако механизмы действия IL-1β на формирование когнитивных функций в процессе развития мозга остаются практически не изученными. Целью данной работы является изучение нарушений когнитивных функций мозга у взрослых животных, имевших повышенный уровень интерлейкина-1β в раннем постнатальном периоде, и исследование молекулярно-клеточных механизмов этих нарушений. Для достижения данной цели были сформулированы задачи изучить отдалённое влияние неонатальных введений интерлейкина-1β на: a) выработку условного рефлекса активного избегания, b) формирование пространственной памяти, c) экспрессию генов, вовлеченных в регуляцию нейропластичности (c-Fos, Fgf2, Timp1), в гиппокампе крыс при когнитивной нагрузке и без неё. Объектом исследования являются крысы-самцы Rattus norvegicus породы Wistar. В сроки с 14 по 20 день жизни животным экспериментальной группы курсом 1 раз в день вводили человеческий рекомбинантный IL-1β в дозе 1 мкг/кг, крысам контрольной группы – апирогенный физиологический раствор, интактным животным не вводили ничего. По достижении крысами возраста двух с половиной месяцев им предъявляли различную когнитивную нагрузку – либо вырабатывали условный рефлекс активного избегания, либо тестировали формирование пространственной памяти в водном лабиринте Морриса. Выделение тотальной РНК из гиппокампов проводили методом фенольно-хлороформной экстракции, далее образцы анализировали методом двухэтапной ОТ-ПЦР в режиме реального времени. Выводы 1. Неонатальные введения умеренно пирогенных доз интерлейкина-1β приводят к нарушениям формирования когнитивных функций половозрелых крыс: a) Данные обучения животных в тесте УРАИ свидетельствуют о нарушении формирования у опытных животных отрицательного условного рефлекса, b) Результаты, полученные при обучении в водном лабиринте Морриса, говорят об ухудшении формирования у опытных крыс долговременной пространственной памяти и о нарушении переделки условного рефлекса. 2. Анализ экспрессии генов с-Fos, Fgf2 и Timp1 в гиппокампах контрольных и опытных крыс, не подвергавшихся когнитивной нагрузке, не выявляет достоверных различий. 3. Данные, полученные при когнитивной нагрузке (при выработке УРАИ), выявляют нарушения экспрессии генов Fgf2 и Timp1, но не с-Fos, в гиппокампе крыс, которым вводили интерлейкин-1β в раннем постнатальном онтогенезе. 4. Нарушение экспрессии генов Fgf2 и Timp1 в клетках гиппокампа половозрелых крыс может являться одним из механизмов нарушений когнитивных функций, вызванных неонатальным повышением уровня интерлейкина-1β.

Направление: Биология

Кафедра: Биохимии

Научный руководитель: Зубарева О. Е.

Дата защиты: 22-06-2011

Отзыв о магистранте: Александр Николаевич Трофимов принимает участие в работе Физиологического отдела им. И.П. Павлова НИИЭМ СЗО РАМН с октября 2008 года, совмещая работу с учебой в СПбГУ. Интерес к научному творчеству и высокое трудолюбие позволили А.Н. Трофимову в короткий срок освоить большое количество физиологических и молекулярно-биологических методов исследования: методы оценки поведения «Открытое поле», «Обследование новых предметов», выработку условных рефлексов активного и пассивного избегания, обучение животных в водном лабиринте Мориса, с видеорегистрацией и последующей компьютерной обработкой. Более того, Александр Николаевич самостоятельно модифицировал установки «Открытое поле» и «Водный лабиринт Морриса», таким образом, позволив производить видеосъемку поведения животных в данных установках, а также Александром Николаевичем была разработана оригинальная методика тестирования животных в водном лабиринте Морриса. За время работы в Отделе Трофимов А.Н. освоил ряд молекулярно-генетических методик: он научился производить экстракцию тотальной РНК, обратную транскрипцию, полимеразную цепную реакцию (в том числе, ПЦР в реальном времени), электрофорез нуклеиновых кислот. Также Александр Николаевич освоил работу со статистическими программами и способен самостоятельно проводить статистический анализ данных. В июне 2009 года Трофимов А.Н. успешно защитил бакалаврскую выпускную квалификационную работу на кафедре генетики и селекции СПбГУ по теме работы, выполненной в НИИЭМ СЗО РАМН. Александра Николаевича отличает творческий, вдумчивый подход к выполняемой работе, аккуратность и точность при проведении экспериментов. Также следует отметить его высокую общебиологическую эрудицию. Все сказанное выше позволило доверить А.Н. Трофимову самостоятельный фрагмент работы. Тема была выбрана исходя из научных интересов Александра Николаевича. Она посвящена изучению роли иммунных факторов – провоспалительных цитокинов в формировании в раннем постнатальном онтогенезе нарушении когнитивных функций мозга (приводящих в последующем к синдрому дефицита внимания или шизофрении). Актуальность выбранной Александром Николаевичем темы определяется высокой распространенностью когнитивных нарушений у детей и сложностью их лечения. Выявление молекулярно-клеточных механизмов в индуцированном цитокинами когнитивном дефиците позволит разработать новые пути лечения названных видов нейропатологии. По итогам предыдущего этапа работы подготовлены 9 публикаций (тезисы доклада), готовятся к печати статьи. Трофимов А.Н. неоднократно докладывался о результатах проделанной работы на различных конференциях (как всероссийских, так и с международным участием), в том числе, и на английском языке.

Рецензент: Зубарева О. Е., кандидат биологических наук

Аннотации квалификационных работ магистров выпуска 2011г.

Аннотации квалификационных работ магистров выпуска 2012г.

Аннотации квалификационных работ магистров выпуска 2013г.

Аннотации квалификационных работ магистров выпуска 2014г.

Аннотации квалификационных работ магистров выпуска 2015г.

Аннотации квалификационных работ магистров выпуска 2016г.


контакты       карта сайта      почтовый сервер       управление      поддержка

199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2006-2017