АБИТУРИЕНТУ   СТУДЕНТУ   ВЫПУСКНИКУ   СОТРУДНИКУ   РАСПИСАНИЯ


БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ГЛАВНАЯ
НАШ ФАКУЛЬТЕТ
ПОСТУПЛЕНИЕ
ПЕРЕВОД И ВОССТАНОВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Учебно-методическая комиссия
Бакалавриат
Магистратура
Аннотации элективных дисциплин
Аспирантура
Докторантура
Выпускникам 2017
Конкурсы и стипендии
Соц. пакет студента
Вопросы по справкам и документам
НАУКА
ЭТИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ
ШКОЛЬНИКАМ И УЧИТЕЛЯМ
СТУДСОВЕТ
БИБЛИОТЕКА
ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
САЧОК
БЛОГ
ТРУДОУСТРОЙСТВО
АДМИНИСТРАЦИЯ
СВЕДЕНИЯ О СПбГУ
ЗЕЛЕНЫЙ КАМПУС

Авторизация
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
 

Главная / Образование / Магистратура

Магистерские дипломы




Черленок Татьяна Александровна

Квалификационная работа магистра: "Выполнение когнитивных задач у детей раннего возраста "

Аннотация: Поиск маркеров дефицита когнитивных функций на ранних этапах онтогенеза является актуальной задачей исследования в детском возрасте.Когнитивные задачи на «постоянство объекта», «планирование действий» и фронтальная задача «A-not-B» представляют собой поведенческие тесты, адаптированные для детей раннего возраста и оценивающие развитие функций рабочей памяти и тормозного контроля поведения. Для успешного выполнения данного типа задач ребенку необходимо организовывать свое поведение для достижения цели на основе хранящейся в памяти информации о пространственном местоположении объекта, а также использовать механизмы тормозного контроля действий, иррелевантных поставленной задаче. В работе исследовалось выполнение когнитивных задач, тестирующих функцию рабочей памяти и тормозного контроля поведения у недоношенных детей первого года жизни.На первом этапе исследования определяли уровень когнитивного, моторного и психического развития недоношенных и доношенных детей с использованием метода Баттелл. На втором этапе работы изучали возрастную динамику выполнения когнитивных задач в зависимости от гестационного возраста ребенка. В результате исследования было выявлено, что недоношенные дети 1-го года жизни при учете срока гестации и в отсутствии неврологической симптоматики не отличаются от доношенных сверстников по уровню когнитивного, моторного и психического развития. Данные сравнительного анализа показали, что различия в возрастной динамике выполнения различных типов когнитивных задач определяются гестационным возрастом ребенка. Также было выявлено, что выполнение задачи «A-not-B» у детей 1-го года жизни зависит от гестационного возраста ребенка, что выражается в достоверно меньшем среднем значении длительности задержки и достоверно большей частоте встречаемости минимальной задержки в группе недоношенных детей.Полученные данные позволяют заключить о дефиците функции рабочей памяти и тормозного контроля поведения у недоношенных детей 1-го года жизни, обусловленном морфофункциональной незрелостью зонпрефронтального неокортекса.

Направление: Биология

Кафедра: Высшей Нервной Деятельности и Психофизиологии

Научный руководитель: к.б.н.Васильева М. Ю.

Дата защиты: 20-06-2013

Отзыв о магистранте: Магистерская диссертация Черленок Т. А. посвящена изучению процессов развития когнитивных функций у детей раннего возраста. Основное внимание работы было направлено на анализ формирования функции рабочей памяти и тормозного контроля поведения у детей, родившихся на ранних сроках гестации. В процессе выполнения работы Черленок Т. А. проявила себя целеустремленным и открытым к новым направлениям научных исследований студентом. Черленок Т. А. проявила способности к изучению исследовательской литературы, подробному анализу и обобщению результатов исследований. Татьяна Александровна успешно овладела новыми для себя методами оценки когнитивного и моторного развития детей раннего возраста, овладела навыками организации и проведения поведенческого эксперимента, навыками оценки и анализа видеоматериалов исследования, навыками по систематизации и оценке экспериментальных данных. Проведение исследования потребовало от Татьяны Александровны проявления качеств включенного наблюдателя, способного концентрировать внимание на поведении ребенка и оценивать его в соответствии с используемыми методами. Ей присущи высокий уровень исследовательской мотивации, любопытство и трудолюбие, способность собирать исследовательский материал в специфических условиях детской больницы. За проявленные в процессе работы качества личности и субъекта профессиональной психофизиологической деятельности Черленок Татьяна Александровна заслуживает оценку "отлично".

Рецензент: Ляксо Е.Е. , доктор биологических наук

Рецензия: Работа посвящена одному из приоритетных направлений исследований - изучению когнитивного развития детей раннего возраста. Актуальность подобного рода исследований заключается в выявлении предиктов для дальнейших рисков развития детей. К числу таких работ относится и представляемая магистерская диссертация Черленок Татьяны Александровны «Выполнение когнитивных задач у детей раннего возраста». Магистерская диссертация содержит все необходимые разделы, изложена на 85 страницах машинописного текста, содержит 18 рисунков и 6 таблиц, список литературы включает 83 источника, из них 50 источников на английском языке. Во введении четко сформулирована цель исследования и поставлены конкретные задачи. Выводы соответствуют поставленным задачам. Обзор литературы состоит из пяти разделов, посвященных анализу литературных данных об особенностях недоношенных младенцев, о когнитивном и моторном развитии доношенных и недоношенных младенцев, методикам оценки когнитивного развития и обоснованию используемых в работе когнитивных задач. Эта часть работы написана хорошим языком, включает наряду с классическими представлениями, обзор новых публикаций, и содержит критический анализ описываемых исследований. В то же время раздел обзора 1.3. «Префронтальная кора», на мой взгляд, можно было не выделять в самостоятельный раздел, так как напрямую эти данные не используются в работе, а сделать частью раздела 1.4. «Развитие функций произвольного контроля действий у детей раннего возраста». Подраздел Структурно-функциональная организация префронтальной коры (1.3.1) сократив, включить в подраздел 1.3.2 «Префронтальная кора и регуляция психической деятельности». Глава материалы и методы исследования написана очень подробно и четко. Описаны критерии отбора детей в группы, и представлено обоснование подбора выборки испытуемых, изложена процедура тестирования, проиллюстрированная фотографиями и схемами, и методы обработки полученных данных. Используемые в работе методы являются адекватными для решения поставленных задач. Однако при делении детей на группы (например, 6-7 мес, 7-9 мес и далее) - остается непонятным к какой возрастной группе относятся дети пограничного возраста. Не указана продолжительность исследования и количество экспериментальных дней для одного ребенка. Результаты описаны подробно, логично и четко, хорошо проиллюстрированы. Статистический анализ результатов проведен очень корректно, что позволяет судить о достоверности полученных результатов. Обсуждение соответствует представленным результатам и отражает взгляд автора на их возможную интерпретацию. При прочтении результатов возникает ряд вопросов: 1) Учитывали ли вес ребенка при рождении, его динамику к моменту тестирования, связь со сроком гестации и выполняемыми заданиями. 2) Какова была успешность /неуспешность выполнения разных задач одним и тем же ребенком. 3) Совпадали ли результаты тестирования ребенка, сделанные профессиональными специалистами с аналогичными показателями КИД шкалы, заполняемой родителями. В качестве замечания, касающегося терминологии: Уровень когнитивного развития - понятие широкое, которое включает и возможность решения когнитивных задач. В этой связи получается, что по уровню когнитивного развития (определяемого на основе методики Баттелл) дети не различаются, но различаются по решению сложных когнитивных задач. Имеется ряд замечаний к цитированию литературы, отсутствует расшифровка обозначения СДВГ (стр.5), по тексту много отсутствующих пробелов, небрежно оформлен список литературы. В целом эти замечания не снижают общего положительно впечатления от работы. Работа является интересным, оригинальным исследованием, имеющим теоретическое значение, так как на основе сделанных автором исследований показано, что фактор недоношенности, если он не сопровождается неврологическими нарушениями, не влияет на уровень когнитивного и моторного развития детей. При решении задач на «постоянство объекта» и «планирование действий» недоношенные дети 11-13 месячного возраста не отличаются от доношенных сверстников, в то время как дети в возрасте 6-9 месяцев значимо различаются. Использование более тонкого метода - задачи «А-not-В» позволяет выявить различия между здоровыми детьми с разным сроком гестации В целом магистерская диссертация Черленок Татьяны Александровны «Выполнение когнитивных задач у детей раннего возраста» заслуживает оценки «отлично».

Аннотации квалификационных работ магистров выпуска 2011г.

Аннотации квалификационных работ магистров выпуска 2012г.

Аннотации квалификационных работ магистров выпуска 2013г.

Аннотации квалификационных работ магистров выпуска 2014г.

Аннотации квалификационных работ магистров выпуска 2015г.

Аннотации квалификационных работ магистров выпуска 2016г.


контакты       карта сайта      почтовый сервер       управление      поддержка

199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2006-2017