АБИТУРИЕНТУ   СТУДЕНТУ   ВЫПУСКНИКУ   СОТРУДНИКУ   РАСПИСАНИЯ


БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ГЛАВНАЯ
НАШ ФАКУЛЬТЕТ
ПОСТУПЛЕНИЕ
ПЕРЕВОД И ВОССТАНОВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Учебно-методическая комиссия
Бакалавриат
Магистратура
Аннотации элективных дисциплин
Аспирантура
Докторантура
Выпускникам 2017
Конкурсы и стипендии
Соц. пакет студента
Вопросы по справкам и документам
НАУКА
ЭТИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ
ШКОЛЬНИКАМ И УЧИТЕЛЯМ
СТУДСОВЕТ
БИБЛИОТЕКА
ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
САЧОК
БЛОГ
ТРУДОУСТРОЙСТВО
АДМИНИСТРАЦИЯ
СВЕДЕНИЯ О СПбГУ
ЗЕЛЕНЫЙ КАМПУС

Авторизация
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
 

Главная / Образование / Магистратура

Магистерские дипломы




Бедная Евгения Демьяновна

Квалификационная работа магистра: "Акустические характеристики речи отцов, обращенной детям первого полугодия жизни"

Аннотация: Магистерская диссертация выполнена на кафедре Общей физиологии СПбГУ (зав. д.б.н. Марков А. Г.) , в лаборатории группы по изучению детской речи (руководитель д.б. н. Е.Е. Ляксо), и посвящена изучению характеристик речи отцов, обращённой детям первого полугодия жизни. На раннее речевое развитие ребёнка влияет множество взаимосвязанных и взаимозависимых факторов, среди которых фактор взаимодействия взрослого с ребёнком выделяют в качестве одного из ведущих. Речь, обращённая ребёнку, отличается по акустическим параметрам от речи, обращённой взрослым, и характеризуется эмоциональностью, использованием простых грамматических конструкций, вариативностью интонации, повторением звуков и слов, наличием больших пауз между высказываниями (Ляксо, 2002, 2007; Ляксо, Челибанова, Галунов, 2003; Fernald, 1989; Fernald, Simon, 1984; Kuhl et. al., 1997). Однако, данные о характеристиках речи отцов, обращенных к детям первого года жизни немногочисленны (Fogel et. al, 2004; Fernald, 2008; Feagans et. al., 2008). На материале русского языка данные о характеристиках речи отца, обращённой детям раннего возраста, отсутствуют. Специфика мужской речи заключается в более низкой, чем у женщин, частоте основного тона, составляющей 80 – 150 Гц; лаконичностью высказываний; меньшей эмоциональностью и меньшим временем взаимодействия с ребёнком, что позволяет поставить вопрос о наличии в речи отцов признаков, присущих речи матерей, адресованной детям. Задачами исследования явились: 1) определение спектральных и временных характеристик речи отцов, обращенной детям первого полугодия жизни; 2) сравнение акустических характеристик речи отцов, обращённой ребёнку, и адресованной взрослому; 3) выявление общих и индивидуальных характеристик речи отцов, обращенной детям первого полугодия жизни. Объектом исследования послужили 10 диад отец-ребёнок первого полугодия жизни. В работе использовали следующие методы анализа: запись речи отца и звуков ребенка с параллельной видеозаписью; перцептивный анализ тестовых последовательностей отцовской речи в каждой из диад носителями русского языка (аудиторами); оценка слуховых порогов аудиторов методом аудиометрии; акустический инструментальный анализ речи отца и вокализаций ребёнка. Результаты исследования показали, что: 1) речь отцов, обращенная детям первого полугодия жизни, характеризуется диапазоном частоты основного тона высказывания 236±103 Гц, значения длительности ударных гласных из слов, на которые падает фразовое ударение, составляют – 199±178 мс, частота основного тона ударных гласных – 237±102 Гц; 2) выявлены значимые различия в речи отцов, обращённой ребёнку, и речи, адресованной взрослому, по значениям частоты основного тона, длительности ударных гласных в словах, по частоте основного тона и значениям двух первых формант ударного гласного [a]; 3) индивидуальные особенности речи отцов, обращенной ребенку первого полугодия жизни, заключаются в различиях по значениям частоты основного тона высказывания; по длительности и спектральным характеристикам ударных гласных в словах.

Направление: Биология

Кафедра: Общей Физиологии

Научный руководитель: Ляксо Е. Е. , доктор биологических наук

Дата защиты: 15-11-2011

Отзыв о магистранте: Евгения пришла в группу по изучению детской речи в начале 2 курса. Практически сразу же она включилась в активное освоение методик, используемых при записи и анализе звуковых сигналов детей и речи взрослых. Овладев методом записи и спектрографического инструментального анализа звуковых сигналов детей разных возрастов при различных типах взаимодействия с матерью, она выбрала направление собственного исследования – изучение вокально-речевого взаимодействия отцов с детьми первого полугодия жизни. На сегодняшний день Е.Д. Бедная является специалистом, владеющим разнообразными методами анализа речевых и звуковых сигналов, тестирования детей и их родителей; методами регистрации и анализа видеоматериала. Она владеет литературой по изучаемой тематике, хорошо эрудированна. За время работы в лаборатории студентка проявила большую заинтересованность, усердие, трудолюбие и самостоятельность. Эти качества позволили Евгении принять участие в работе по грантам, выполняемым в лаборатории. Ее исследование поддержано персональными грантами. Она является автором печатных работ, совместных с сотрудниками лаборатории и персональных. Представленная Е.Д.Бедной магистерская диссертация работа свидетельствует о свободном владении ею выбранной для исследования темой. Все вышесказанное позволяет оценить ценить работу Е.Д.Бедной на «отлично» и рекомендовать для продолжения обучения в аспирантуре.

Рецензент: Люблинская В. В., кандидат биологических наук

Рецензия: Работа посвящена изучению характеристик речи отцов, обращённой детям первого полугодия жизни. Изучение акустических характеристик речи родителей, обращенных к детям и детских вокализаций в процессе их взаимодействия, сравнительно молодое научное направление, в рамках которого коллектив под руководством Елены Евгеньевны Ляксо занимает лидирующее положение. В коллективе создана прочная методическая база и получено значительное количество сведений, характеризующих становление и речевое развитие маленьких детей. Накопленные сведения касаются, преимущественно, взаимодействия матерей с детьми. Существующие результаты показали, что речь матери, обращённая ребёнку, отличается по акустическим параметрам от речи, обращённой взрослым, и характеризуется эмоциональностью, использованием простых грамматических конструкций, вариативностью интонации, повторением звуков и слов, наличием больших пауз между высказываниями и пр. В то же время данные о характеристиках речи отца, обращённой детям раннего возраста на материале русского языка, практически, отсутствуют. Работа Евгении Демьяновны позволяет восполнить этот пробел. Содержательной части диссертации предшествует достаточно полный и подробный анализ литературных данных, касающихся предмета исследования, отражающий характеристики процесса речеобразования, вводящих понятие «речи, обращённой ребёнку», особенности взаимодействия в диаде «взрослый-ребёнок» и известные данные об особенностях взаимодействия отцов с детьми раннего возраста на примере других языков. Проделанный анализ литературных данных показал, что автор хорошо ориентируется в современном положение дел в данном предмете. В качестве конкретных задач исследования автором были поставлены следующие: 1) определение спектральных и временных характеристик речи отцов, обращенной детям первого полугодия жизни; 2) сравнение акустических характеристик речи отцов, обращённой ребёнку, и адресованной взрослому; 3) выявление общих и индивидуальных характеристик речи отцов, обращенной детям. Решая поставленные задачи, в работе был проведен большой комплекс инструментальных и аудиторских измерений речи отцов, обращенных к ребенку в разных ситуациях взаимодействия с ним, проведен анализ по сравнению с речью, обращенной взрослым, а также записаны и проанализированы детские вокализации, сопровождающие процесс взаимодействия с отцом. В работе осуществлялась аудио запись речи отца и звуков ребенка с параллельной видеозаписью (n = 10 диад); проделан перцептивный анализ тестовых последовательностей отцовской речи в каждой из диад аудиторами; у которых определялись также слуховые пороги методом аудиометрии; проделан инструментальный анализ акустических параметров речи отца и вокализаций ребёнка; оцениволось психомоторное развитие детей при помощи KID – шкалы. Используемый арсенал методических и технических средств, которыми автор уверенно владеет, отвечает высоким современным требованиям,. Объектом исследования были 10 пар отец-ребёнок, в которых участвовали здоровые дети в возрасте от 4 до 6 мес. Измеряемыми параметрами были: 1 – просодические характеристики, такие, как длительность высказывания, обращённого к ребёнку, частота основного тона (ЧОТ) и диапазон ее изменения; 2- в выделенных словах определяли ударные гласные из набора ([а], [и], [у]), для которых считали: ЧОТ, длительность и значение частоты двух первых формант. Общее количество измерений составило достаточно представительную выборку - в речи отцов, обращённой ребёнку, не менее 1500; в речи, адресованной взрослому, - 350 измерений. Полученные результаты показали, что речевое поведение отцов при общении с ребенком имеет общие свойства с речевым поведением матерей, проявляющемся в аналогичных ситуациях. В пользу данного положения свидетельствовали следующие факты. В речи всех отцов, обращённой детям, выявлено использование простых высказываний, представляющих собой преимущественно восклицания. Эти данные согласуются с представлениями зарубежных и отечественных авторов о том, что отцы так же, как и матери упрощают свою речь, общаясь с ребенком, уменьшают длительность высказываний В речи всех отцов, обращённой детям, показано изменение частоты основного тона, наличие интонационно выделенных слов, с преобладанием слов с ударным гласным «а», изменение длительности ударных гласных в словах, что также характерно для речи русских матерей детей соответствующего возраста Что касается спектральных характеристик ударных гласных, представленных значениями первых двух формант на двухформантной плоскости, то в общем наблюдалось их отличие для речи, обращенной детям, по сравнению с речью, обращенной к взрослым. Однако, при этом наблюдались заметные индивидуальные вариации у разных отцов. Перечисленные факты подкреплены достаточно точными измерениями и тщательным статистическим их анализом. Все вышесказанное показывает, что автор блестяще справилась с решением поставленных задач, показав себя как вполне сформировавшийся специалист в области исследования закономерностей, лежащих в основе становления и развития речевого коммуникативного поведения детей. Ее работа отвечает всем требованиям, предъявляемым к магистерским диссертациям, и заслуживает оценки «отлично».

Оценка: 5

Аннотации квалификационных работ магистров выпуска 2011г.

Аннотации квалификационных работ магистров выпуска 2012г.

Аннотации квалификационных работ магистров выпуска 2013г.

Аннотации квалификационных работ магистров выпуска 2014г.

Аннотации квалификационных работ магистров выпуска 2015г.

Аннотации квалификационных работ магистров выпуска 2016г.


контакты       карта сайта      почтовый сервер       управление      поддержка

199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2006-2017