АБИТУРИЕНТУ   СТУДЕНТУ   ВЫПУСКНИКУ   СОТРУДНИКУ   РАСПИСАНИЯ


БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ГЛАВНАЯ
НАШ ФАКУЛЬТЕТ
История
Ученый Cовет
Управление
Кафедры
Ботанический сад
Полевые стационары
Коллекции и музеи
Партнеры
ПОСТУПЛЕНИЕ
ПЕРЕВОД И ВОССТАНОВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
НАУКА
ЭТИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ
ШКОЛЬНИКАМ И УЧИТЕЛЯМ
СТУДСОВЕТ
БИБЛИОТЕКА
ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
САЧОК
БЛОГ
ТРУДОУСТРОЙСТВО
АДМИНИСТРАЦИЯ
СВЕДЕНИЯ О СПбГУ
ЗЕЛЕНЫЙ КАМПУС

Авторизация
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
 

Главная / Наш факультет / Кафедры / Кафедра Общей Физиологии

Группа по изучению детской речи


Руководитель группы: д.б.н. Елена Евгеньевна Ляксо.  Автор монографии и более 150 научных и учебно-методических работ. Руководитель грантов РФИИ, РГНФ, правительства Санкт-Петербурга, Министерства Образования Российской Федерации. Является квалификационных и руководителем исследовательских работ студентов и аспирантов, выполняемых на кафедре Общей физиологии, и работ поддержанных грантами Президента РФ, правительства Санкт-Петербурга, CIMO (Финляндия), Российского акустического общества, Американского акустического общества.

Тел. (812)321-33-61;  e-mail:Lyakso@gmail.com

В группе работают специалисты в области физиологии  и психофизиологии речи, фонетики, психолингвистики. Исследования группы направлены на комплексное изучение различных аспектов становления речи ребенка с ранних этапов онтогенеза и выявления роли разных факторов в овладении речью и языком. В качестве факторов рассматриваются: неврологические нарушения разной степени тяжести; частичная социальная депривация (воспитание в условиях Дома ребенка); фактор близнецовости (пренатальный риск); разные стратегии взаимодействия матери  и отца с детьми.

Используются методы комплексного анализа, включающие оценку поведения детей при взаимодействии со взрослым (матерью и экспериментатором) и друг с другом; речевого развития детей (на основе методов акустического спектрографического, перцептивного и фонетического анализа речевых сигналов и лингвистического анализа текста); когнитивного развития - с использованием специализированных тестов и шкал; оценки психофизиологического статуса ребенка и психологического тестирования матерей; регистрации электрической активности мозга (ЭЭГ и ВП).

Коллективом получены интересные данные об особенностях речевого развития детей с 3 месячного возраста до 7 лет. Установлено, что наиболее значимым – является фактор социальной депривации по сравнению с фактором неврологического нарушения (даже тяжелой степени). Показано, что характер вокально-речевого взаимодействия в диаде «мать-ребенок» на первом году жизни ребенка определяют речевое развитие ребенка на втором году жизни и старше (работы Ляксо Е.Е., Фроловой О.В.). Описаны акустические характеристики звуковых сигналов младенцев первых дней и месяцев жизни, которые в определенной совокупности могут иметь диагностическое значение для определения нарушения функционального состояния младенца по характеристикам его звуковых сигналов (Ляксо Е.Е., Столярова Э.И.). Раннее речевое развития ребенка рассматривается в зависимости от особенностей вокально-речевого поведения взрослого (матери) в процессе взаимодействия с ребенком. Исследуются индивидуальные особенности диадных отношений «мать-ребенок» (Гайкова Ю.С), специфика становления речи у близнецов в зависимости от характера взаимодействия матери с детьми внутри триады (Куражова А.В.). Проводится изучение речевого взаимодействия отцов с детьми первого года жизни (Бедная Е.Д.).

Ряд специальных исследований посвящен изучению особенностей восприятия взрослыми – носителями русского языка речепродукции детей разного возраста (Григорьев А.С.); проблеме понимания  речи (Соловьев А.Н.). Изучается становление в онтогенезе системы гласных русского языка, проводится сравнительный анализ становления гласных русского и финского, русского и датского языков. Активное участие в работе группы принимает Остроухов А.В. (Российская Акустическая компания Одитек), являющийся специалистом в области фонетического транскрибирования речи детей дошкольного возраста, описания специфики реализации фонем в детской речи. Им осуществляется адаптирование существующих фонетических алфавитов (IPA, SAMPA) к особенностям детской речи.

Коллектив является создателем первых на материале русского языка баз данных речи русских детей  «INFANT.RU»и «CHILD.RU»

Лаборатория располагает необходимым оборудованием, программным обеспечением и базой для выполнения бакалаврских и магистерских диссертаций. Часть исследований проводится в рамках сотрудничества с сектором психофизиологии речи Института физиологии им. И.П. Павлова РАН; международного сотрудничества с ведущими лабораториями Финляндии – университетами города Турку и Хельсинки, Нидерландов – Университет Амстердама и др.


Кафедра сегодня

История

Структура

Образование на кафедре

Научная деятельность

Партнерские связи

Список сотрудников

Учебные пособия

Выпускные квалификационные работы бакалавров 2011

Магистерские диссертации 2011



199034, Санкт-Петербург,
Университетская наб. 7/9
Тел.:  + 7 (812) 328-97-41

Заведующий кафедрой
Д.б.н., профессор. Александр Георгиевич Марков

e-mail:

Секретарь
Ассистент Анастасия Андреевна Петенкова

e-mail:


контакты       карта сайта      почтовый сервер       управление      поддержка

199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2006-2017