АБИТУРИЕНТУ   СТУДЕНТУ   ВЫПУСКНИКУ   СОТРУДНИКУ   РАСПИСАНИЯ


БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ГЛАВНАЯ
НАШ ФАКУЛЬТЕТ
История
Ученый Cовет
Управление
Кафедры
Ботанический сад
Полевые стационары
Коллекции и музеи
Партнеры
ПОСТУПЛЕНИЕ
ПЕРЕВОД И ВОССТАНОВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
НАУКА
ЭТИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ
ШКОЛЬНИКАМ И УЧИТЕЛЯМ
СТУДСОВЕТ
БИБЛИОТЕКА
ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
САЧОК
БЛОГ
ТРУДОУСТРОЙСТВО
АДМИНИСТРАЦИЯ
СВЕДЕНИЯ О СПбГУ
ЗЕЛЕНЫЙ КАМПУС

Авторизация
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
 

Главная / Наш факультет / Кафедры / Кафедра ВНД

Лаборатория (научный центр) психофизиологии матери и ребенка


Руководитель — акад. РАО Александр Сергеевич Батуев

Основные направления научной деятельности лаборатории (центра) сосредоточены вокруг проблемы охраны материнства и детства, которая сегодня входит в число приоритетных задач общественного развития, что обусловливает актуальность разработки ее теоретических и практических аспектов.

Многолетние исследования, проводимые на кафедре в плане изучения общебиологических закономерностей формирования поведения и психики в онтогенезе, выявили критичность и решающее значение пренатального и раннего постнатального периодов развития человека для становления основных психофизиологических процессов, определяющих его способность к когнитивной деятельности и формирование адекватного социального поведения. Важное значение в исследованиях лаборатории (центра) приобрело изучение динамики поведения и психики ребенка в рамках становления единой функциональной системы «мать—дитя» как главной коммуникационной единицы периода раннего онтогенеза человека.

В настоящее время особое внимание специалистов привлечено к проблеме изучения степени влияния фактора недоношенности на прогноз развития высших психических функций и формирования у ребенка адекватной системы социальных взаимоотношений.

Основными научными направлениями, разрабатываемыми в лаборатории (центре), являются:

• Изучение особенностей психоэмоционального статуса женщины во время беременности и его влияния на специфику развития ребенка в пренатальный и ранний постнатальный периоды

• Изучение особенностей биоэлектрической активности мозга женщины на разных стадиях гестации и выявление факторов риска в протекании беременности и рождении здорового потомства

• Исследование становления системной организации биоэлектрической активности мозга новорожденных и разработка методов раннего выявления различных отклонений в развитии ребенка

• Исследование динамики развития высших психических функций у младенцев первого года жизни в зависимости от фактора доношенности и отработка основных стратегий и тактик установления адекватных материнско-детских взаимоотношений с целью оптимизации обучения и воспитания


Работы по данным направлениям носит комплексный характер, что отражает многофакторную структуру организации психофизиологического статуса человека. При проведении лонгитюдных исследований используются современные психофизиологические, поведенческие, электрофизиологические методики, методы психологического тестирования. Использование в исследованиях комплексного подхода позволяет дать целостную оценку индивидуального психофизиологического статуса и функционального состояния женщины во время беременности и сделать своевременный прогноз динамики течения родовой деятельности с целью определения степени риска в появлении здорового потомства.

В лаборатории регулярно выполняются различные научные проекты, поддержанные грантами Министерства образования, Российского гуманитарного научного фонда и др., в выполнении которых принимают участие и студенты.

Экспериментальными научно-исследовательскими базами лаборатории (центра) являются:

— Женская консультация № 31 Невского района г. Санкт-Петербурга, в которой имеется современно оснащенный диагностический электрофизиологический кабинет;

— Многопрофильная детская больница № 22 (г. Колпино), где имеются все условия для комплексного психофизиологического изучения новорожденных (компьютерный энцефалограф).

Лаборатория (центр) психофизиологии матери и ребенка является ассоциированным членом Российской академии образования и работает в тесном творческом контакте с Санкт-Петербургской медицинской педиатрической академией, Институтом эволюционной физиологии им. И. М. Сеченова РАН, Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена, Академической гимназией СПбГУ, Хельсинским университетом Турку (Финляндия).

Проводимые в лаборатории (центре) исследования в области охраны материнства и раннего детства позволили не только выйти на принципиально новые решения многих фундаментальных проблем современной науки, но и разработать целый комплекс практических мероприятий, направленных на повышение адаптивных возможностей организма женщины в период беременности и отработку оптимальных путей взаимоотношений с ребенком, обеспечивающих его адекватный и полноценный ввод в социокультурное пространство.

В числе наиболее важных результатов научных исследований лаборатории следует отметить:

1. В модельных экспериментах разработан подход к изучению влияния стресса на репродуктивное и материнское поведение. Показано, что уже на фоне беременности формируется целый комплекс изменений в поведении, которые в целом направлены на обеспечение успешной реализации репродуктивной функции. В то же время эмоциональный стресс в период беременности приводит к нарушениям в протекании гестационной доминанты и создает риск невынашивания ребенка.

2. При изучении динамики формирования гестационной доминанты обнаружено, что межполушарная и внутриполушарная асимметрия мозга, выявленная по показателям мощности определенных ритмов ЭЭГ, может служить достаточно весомым диагностическим критерием для определения уровня тревожности женщин на поздних сроках беременности (личностная и ситуативная тревожность матери с выраженным правополушарным преобладанием ЭЭГ-активности) и появления факторов риска для новорожденных.

3. На основе оригинального метода регистрации деятельности сердечно-сосудистой системы плода выявлена динамика ЭКГ плода в зависимости от изменений в функциональном состоянии беременной женщины в ответ на воздействия различной этиологии, показана специфика реактивных способностей плода у женщин с нормально развивающейся беременностью и у женщин, имеющих риск невынашивания ребенка, а также отражение выявленного уровня реактивности плода на особенностях развития психосоматического статуса ребенка после рождения.

4. На основании изучения особенностей биоэлектрической активности в ранний постнатальный период развития получены данные о динамике частотно-амплитудных и пространственно-временных характеристиках ЭЭГ младенцев в течение 1-го года жизни, а также о характере их изменений в условиях функциональной нагрузки в зависимости от фактора доношенности ребенка. Исследование становления системной организации биоэлектрической активности мозга новорожденных показало, что на протяжении первых трех-четырех месяцев жизни имеет место топическая неоднородность выраженности частотных составляющих ЭЭГ.

5. Проведено исследование ранних форм индивидуального научения (импринтирования и подражания), в рамках которых происходит закладка основ психофизиологической индивидуальности человека и формирование у него стереотипов индивидуального и общественного поведения. На основе предъявления новорожденным ольфакторных стимулов были исследованы механизмы складывания «запахового» образа матери, играющего важную роль в установлении материнско-детской привязанности. Исследование развития имитационного поведения ребенка первого года жизни показало, что специфика проявлений имитационной активности ребенка первого года жизни зависит, с одной стороны, от уровня его двигательного и психического развития, а с другой — от индивидуально-личностного статуса матери во время беременности.

6. Лонгитюдное исследование динамики развития высших психических функций у доношенных и недоношенных младенцев первого года жизни выявило гетерохронность созревания различных сфер и показало отставание недоношенных детей в моторном, когнитивном, коммуникативном, социально-эмоциональном развитии, в приобретении навыков адаптации и общем уровне развития по сравнению с детьми, родившимися в срок.


Основные публикации лаборатории:

Батуев А. С., Соколова Л. В. Идеи А. А. Ухтомского о природе человека // Журнал высш. нервн. деят. 1993. Т. 43. С. 3–22.

Батуев А. С., Соколова Л. В. О соотношении биологического и социального в природе человека // Вопросы психологии. 1994, № 1. С. 81–92.

Батуев А. С., Соколова Л. В. Учение о доминанте как теоретическая основа формирования система «мать—дитя» // Вестник Ленингр. ун-та. Сер. 3. 1994. Вып. 2 (№ 10). С. 85–102.

Батуев А. С., Кощавцев А. Г., Соболева М. В. Исследование зрительного предпочтения у новорожденных детей в ситуации выбора // Вопросы психологии.1995, №3. С. 114–119.

Батуев А. С. Психофизиологическая природа доминанты материнства // Детский стресс. Мозг и поведение. СПб., 1996. С. 3–4.

Батуев А. С., Кощавцев А. Г., Соболева М. В. Зрительное предпочтение как проявление привязанности у детей первого года жизни // Вопросы психологии. 1996. № 4. С. 127–133.

Батуев А. С., Быстрова К. С., Кушнеренко Е. В. Реакции младенцев на обонятельные стимулы // IV Междунар. конф. «Ребенок в современном мире»: Матер. симпоз. «Психофизиология раннего возраста». СПб., 1997. С. 193–195.

Батуев А.С., Сафронова Н.М., Солдатова О.Ф. ЭЭГ-исследование доминанты беременности и выявление перинатальной патологии // Педиатрия, 1997, № 5.

Батуев А. С., Соколова Л. В. Раннее формирование психобиологических механизмов социализации человека // Дом человека (экология социо-антропологических процессов). СПб. 1998. С. 8–10.

Батуев А.С., Кощавцев А.Г., Сафронова Н.М., Бирюкова С.О. Психофизиологическое развитие годовалых младенцев различных групп пренатального риска // Педиатрия. 1998, № 5.

Батуев А. С. Психофизиологические основы доминанты материнства // Психофизиология матери и ребенка / Под ред. А. С. Батуева. СПб. 1999 (Нервная система; Вып.33). С. 3–9.

Батуев А.С., Самойлова В.А., Безрукова О.Н. Психофизиологические факторы риска репродуктивного здоровья и поведения женщин // Валеология, 1999, № 2.

Смирнов А. Г, Батуев А. С., Солдатова О. Ф. Динамика -ритма на разных стадиях беременности, при нормальном и осложненном ее течениях // Физиология человека. 1999. Т. 25. № 6. С. 48–55.

Батуев А. С., Соколова Л. В. Принцип доминанты и ранний онтогенез человека // Журн. эволюционной физиологии и биохимии, 2000, т. 36, № 5, с. 478–488.

Батуев А. С., Кощавцев А. Г., Сафронова Н. М. Типы материнско-детской привязанности и психофизиологическое развитие младенцев первого года жизни (ЭЭГ-корреляты, особенности сна и знаковой функции). // Педиатрия. 2000. № 3. C. 32–37.

Батуев А.С., Полякова О.Н., Александров А.А. Влияние «социального стресса» во время беременности крысы на уровень тревожности потомства // Журн. высш. нервн. деят. 2000, Т. 50, вып. 2, с. 281–286.

Батуев А. С., Ляксо Е. Е. Психофизиологические основы формирования системы «мать-дитя» на ранних этапах онтогенеза. //Физиология развития ребенка: теоретические аспекты /Под Ред. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. М.: Образование от А до Я, 2000. С. 14–30.

Мозг, психика, поведение / Под ред А.С. Батуева, СПб., 2001.

Смирнов А. Г., Батуев А. С., Воробьева С. Ю. Особенности ЭЭГ у женщин при осложненных формах протекания беременности // Физиология человека. 2001. Т. 28. № 1. С. 56–66.

Батуев А. С. Принцип доминанты как основа когнитивного развития ребенка на ранних этапах онтогенеза. //Физиология человека, 2002. Т. 28. № 2. С. 17–19.

Батуев А.С. Критические периоды детства и среда воспитания (начальные этапы биосоциальной адаптации ребенка) //Мир психологии. Научно-методический журнал, 2002, № 1(29), с. 56–59.

Батуев А.С., Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г. Ранняя родительская депривация и девиантное поведение подростков // Валеология, 2002, № 1, с. 22–27.

Батуев А.С., Соколова Л.В., Соболева М.В., Кощавцев А.Г., Иовлева Н.Н. Психофизиологические основы родительско-детской привязанности: пути коррекции на примере пищевой доминанты //Сб. «Вузовская наука начала XХI века: гуманитарный вектор», Екатеринбург, 2002, с. 149–152.

Смирнов А. Г. Беременность без проблем. М.; Айрис-Пресс, 2002, 208 с.

Смирнов А. Г., Батуев А. С., Корсакова Е. А. Динамика ЭЭГ у женщин при беременности и после родов // Физиология человека. 2002. Т. 28. № 4. С. 26–37.

Смирнов А.Г., Батуев А.С., Воробьева С.Ю. Особенности ЭЭГ у женщин при осложненных формах протекания беременности // Физиология человека, 2002, Т. 28, № 1, с. 56–66.

Станкевич Л.Н., Батуев А.С. Психофизиологические и поведенческие корреляты диадического компонента материнско-детской привязанности // Валеология, 2002, № 3, с. 101–108.

Соколова Л .В., Андреева Н. Г. Этот удивительный младенец. М.; Айрис-Пресс, 2003, 256 с.

Батуев А.С. Психофизиологические основы доминанты материнства // Валеология, 2003, № 3, с. 7–29.

Батуев А.С., Иовлева Н.Н. Изменения спектрально-когерентных характеристик ЭЭГ в раннем послеродовом периоде у матерей с тревожно-депрессивным фоном настроения // Журн. высш. нервн. деят., 2003. Т.53, № 6, с. 720–729.

Батуев А.С., Станкевич Л.Н. Разработка проблем возрастной психофизиологии в научном центре «Психофизиология матери и ребенка» СПбГУ» // Нервная система, 2004, вып. 38, с. 111–123.

Батуев А.С., Иовлева Н.Н., Кощавцев А.Г. Особенности спектра мощности и когерентной структуры ЭЭГ доношенных и недоношенных детей на первом месяце постнатального развития // Рос. физиол. журн. им. И. М. Сеченова, 2004, Т. 90, № 3, с 294–307.

Батуев А.С., Кощавцев А.Г. ,Мультановская В.Н., Иовлева Н.Н. Пограничные депрессивные состояния у женщин после родов // Журн. неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова, 2004, № 10, с. 31–35.

Батуев А.С, Соболева М.В. Влияние семейного конфликта на психомоторное развитие ребенка первых полутора лет жизни // Вопр. психол., 2004, № 5(6), с. 11–19.

Смирнов А.Г., Батуев А.С., Никитина Е.Л., Жданова Е.А. Взаимосвязь ЭЭГ беременных женщин с их уровнем тревожности // Журн. высш. нервн. деят., 2005, Т. 55, № 3, с. 305–314.

Биосоциальная природа материнства и раннего детства (коллективная монография под ред. Акад. РАО А. С. Батуева). СПб.: изд. СПбГУ, 2007, 374 с.

Батуев А. С., Иовлева Н.Н., Кощавцев А. Г. Сравнительный анализ ЭЭГ младенцев первого месяца жизни, при сроке гестации от 30 - 42 недель // Российский физиологический журнал им. И. М. Сеченова, 2007. Т. 93. №. 8. С. 905-913.

Смирнов А.Г. Особенности электроэнцефалограммы первородящих женщин в сравнении с повторнородящими. //Вестн. С.-Петерб. ун-та. 2008. Сер.3. Вып.3. С.163–169.

Смирнов А.Г. Энцефалограмма женщин во время беременности и в послеродовой период. // «Российский физиологический журнал им. И.М.Сеченова. 2008. Т.94. №11. С. 1105-1115.


Кафедра сегодня

Новости кафедры

История

Структура

Образование на кафедре

Научная деятельность

Партнерские связи

Список сотрудников


199034, Санкт-Петербург, Университетская наб. 7/9
Тел.: + 7 (812) 328-97-54

Заведующий кафедрой

д.б.н., проф. Александр Алексеевич Александров

e-mail:

Секретарь

к.пед.н., ст.преп. Князева Виктория Анатольевна

e-mail:


 


контакты       карта сайта      почтовый сервер       управление      поддержка

199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2006-2017