Биологический факультет СПбГУ

биофак СПбГУ


1. Лаборатория психофизиологии

Заведующий: д.б.н., проф. А.А.Александров

Направления исследований: В настоящее время главным направлением исследований лаборатории является изучение системных механизмов организации целенаправленного поведения с позиций учения А. А. Ухтомского о доминанте. Экспериментальные поиски идут в направлении исследования механизмов интегративной деятельности мозга. В результате многолетних исследований разработано представление о роли ассоциативных систем мозга в организации целостного поведения и их участия в процессах обучения и памяти. В 80-90 гг. в лаборатории были начаты исследования высших функций мозга бодрствующих обезьян и разработана уникальная методика множественной регистрации электрической активности клеток мозга, позволяющая изучать механизмы памяти и обучения. Сегодня в связи с общей установкой современной науки на комплексное изучение человека наибольшее внимание уделяется проблемам психофизиологии человека, которые разрабатываются на стыке естественных и гуманитарных знаний о его природе. Магистральной линией исследования лаборатории стало изучение мозговых механизмов организации поведения и высших психических функций человека.

2. Лаборатория физиологии сенсомоторных систем

И.о. заведующего: к.б.н., доцент В.Ю.Иванова

Направления исследований: В лаборатории на основе комплексного подхода (включающего электорофизиологические, нейрогистологические, биоакустические и поведенческие исследования) проводится изучение мозговых механизмов определения биологической значимости (смысла) сенсорной информации и ее использования для формирования поведенческих актов. Особое внимание уделено кортикальным механизмам сенсорной организации целенаправленного поведения животных и человека. Логическим продолжением исследований нейрофизиологических основ слуходвигательной координации явилось изучение процессов становления речевой функции мозга на ранних этапах онтогенеза. В соответствии с развиваемым представлением о том, что мозг функционирует на основе как электрохимических, так и полевых процессов, в последнее время начато изучение возможности влияния электромагнитного излучения на мозг посредством слуховых рецепторов.

   3. Лаборатория электроэнцефалографии

Руководитель: к.б.н., доц. И.Е.Кануников

Направления исследований: изучение деятельности головного мозга человека при помощи регистрации биопотенциалов головного мозга — спонтанной ЭЭГ и ВП, а также электроокулограммы (ЭОГ) и кожногальванической реакции (КГР).

4. Научный центр «Психофизиология матери и ребенка»

Руководитель: д.б.н., проф. А.А.Александров

Направления исследований: Главная задача центра - консолидация ученых в области естественнонаучных и гуманитарных знаний для решения фундаментальных и прикладных проблем: поиска путей и способов улучшения состояния психического и физического здоровья матери и ребенка; разработки комплекса мероприятий по оздоровлению семейных отношений и совершенствованию методов обучения и воспитания ребенка на ранних этапах его развития. Основными научными направлениями, разрабатываемыми в центре, являются:

  • изучение физического и нервно - психического состояния матери в различные стадии беременности и выявление факторов, сказывающихся на развитии полноценного потомства;

  • изучение динамики созревания психофизиологического и личностного статуса ребенка на ранних этапах онтогенеза и разработка способов установления нормальных взаимоотношений матери и ребенка с целью оптимизации обучения и воспитания;

  • разработка методов раннего выявления различных отклонений в развитии ребенка и их своевременной коррекции.

5.Группа по изучению детской речи

Руководитель: д.б.н. Е.Е.Ляксо

Направления исследований: комплексное изучение различных аспектов становления речи ребенка с ранних этапов онтогенеза и выявления роли разных факторов в овладении речью и языком. В качестве факторов рассматриваются: неврологические нарушения разной степени тяжести; частичная социальная депривация (воспитание в условиях Дома ребенка); фактор близнецовости (пренатальный риск); разные стратегии взаимодействия матери  и отца с детьми.



© Биологический факультет СПбГУ, 2006-2011