АБИТУРИЕНТУ   СТУДЕНТУ   ВЫПУСКНИКУ   СОТРУДНИКУ   РАСПИСАНИЯ


БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ГЛАВНАЯ
НАШ ФАКУЛЬТЕТ
ПОСТУПЛЕНИЕ
ПЕРЕВОД И ВОССТАНОВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
НАУКА
ЭТИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ
ШКОЛЬНИКАМ И УЧИТЕЛЯМ
СТУДСОВЕТ
БИБЛИОТЕКА
ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
САЧОК
БЛОГ
ТРУДОУСТРОЙСТВО
АДМИНИСТРАЦИЯ
СВЕДЕНИЯ О СПбГУ
ЗЕЛЕНЫЙ КАМПУС

Авторизация
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
 

Главная / Новости и анонсы

биофак СПбГУ


27.12.2011 

Какая новогодняя ель лучше? Мнение университетского специалиста

В настоящее время существуют две точки зрения на то, какую ель ставить на Новый год в доме: искусственную или настоящую? Приверженцы есть и у того, и у другого мнения. Много лет нам рассказывали, что лесам вредит массовая вырубка елей для празднования Нового года, и призывали покупать искусственные. Что же сейчас? Каждый год наши магазины предлагают широкий выбор новых красивых новогодних деревьев: елей, сосен и пихт - из пластика. Даже у тех людей, которые когда-то приобрели искусственную ель, возникает искушение заменить ее на более привлекательную. Сделанные из пластика, а значит из невосполнимых природных ресурсов, старые ели выбрасываются и, разумеется, никак не перерабатываются. А всем известно, как долго не разлагается пластик. Натуральные же ели выращиваются на плантациях и у нас, и в Западной Европе. Кроме того, при санитарных рубках и рубках по уходу за лесом есть возможность разрядить посадки от густо расположенных, лишних елей, которые мешают расти другим деревьям. Обычно это происходит каждую осень, задолго до праздников, так как зимой трудно работать из-за снега. Сложенные в штабеля деревья неплохо хранятся до самого Нового года. При этом елей производится даже больше, чем нужно населению Петербурга. Большая лесная красавица, которую устанавливают на Дворцовой площади, как правило, единственная натуральная ель в городе. Однако по сравнению с общим объемом рубок в Ленинградской области, вырубка немногочисленных больших елей для украшения города не наносит лесам сильного урона. Как известно, древесина относится к восполнимым природным ресурсам, а значит, будет, что оставить нашим детям. Всемирная природоохранная организация Greenpeace призывает ограниченно использовать искусственные ели. С этим можно только согласиться.

Доцент кафедры ботаники СПбГУ к.б.н. Бубырева Валентина Александровна


В чем разница между Дедом Морозом и Санта Клаусом? Взгляд биолога.

В связи с сокращением школьной программы по биологии, к нам, на биолого-почвенный факультет СПбГУ, поступает все больше вопросов от широкой общественности. Нас спрашивают: «почему инопланетные человечки обычно зеленые?», «правда ли, что шатены произошли от шимпанзе, брюнеты – от горилл, а рыжие – от орангутанов?» и «если туалет расположен строго по фэн-шуй, нужно после него мыть руки или нет?». Недавно появился еще один актуальный вопрос: в чем разница между Дедом Морозом и Санта Клаусом? По просьбе редакции журнала «Санкт-Петербургский Университет» мы провели сравнительный анализ этих объектов.

Поскольку редакция не предоставила биологические образцы испытуемых (ДНК, кровь, слюну, волосы, потожировые выделения и т.п.), мы проводили анализ на основе фото- и видео-материалов.

Рис. 1. Дед Мороз в естественной среде обитания


Начнем с Деда Мороза. Типовой экземпляр представлен на рис.1. Нет сомнений, что перед нами высший гоминид. Строгая экологическая привязанность Деда Мороза к зимнему сезону, отрицательной температуре воздуха и обильному снегу первоначально наводят на предположение, что это реликтовый снежный человек (точное таксономическое положение не определено, возможные варианты: Homo troglodytes, Homo neanderthalensis, Homo erectus, Gigantopithecus sp., Megantropus sp.). Однако, судя по отсутствию сплошного волосяного покрова на лице, наличию речи и способности пользоваться разнообразными орудиями, испытуемый относится к виду Homo sapiens.

Цвет кожи, разрез глаз, форма носа и губ, пропорции черепа и целый ряд других морфометрических параметров указывают на то, что испытуемый является типичным европеоидом, а конкретнее – представителем одной из славянских ветвей со следами древней ассимиляции с финно-уграми. Этот вывод хорошо согласуется с тем обстоятельством, что центром происхождения Деда Мороза считаются северо-восточные районы Вологодской области, издавна населенные финно-угорскими племенами (весь, чудь, меря, пермь) и впоследствии колонизированные славянами (главным образом – кривичами).



Для северо-восточных районов Вологодской области характерен континентальный климат со снежными зимами продолжительностью не менее 5 месяцев. Среднегодовая температура составляет здесь всего +1,95°C, и местные жители вполне обосновано считают себя северянами. Для теплокровного организма, обитающего в таких условиях, основная задача – экономить свою энергию. Эта задача решается несколькими путями. Во-первых, в соответствии с правилом Бергмана, теплокровный организм в подобных условиях должен быть крупным, что обеспечивает минимизацию потерь тепла за счет оптимального соотношения между объемом и поверхностью тела. Во-вторых, организму необходим достаточно толстый слой подкожной жировой клетчатки, выполняющий функцию надежной термоизоляции. В-третьих, поведение организма должно быть размеренным, без какой бы то ни было суеты и излишней эмоциональности, неизбежно ведущей к неоправданным потерям энергии.

Дед Мороз полностью соответствует перечисленным требованиям – это высокий, статный, в меру упитанный индивид со стойким и уравновешенным нордическим характером. Наличие внучки (Снегурочки) свидетельствует о том, что и с репродуктивной функцией у него все в порядке. Но промежуточное звено между Дедом Морозом и Снегурочкой пока не найдено.         

Теперь обратимся ко второму испытуемому. Типовой экземпляр Санта Клауса (рисунок 2), на первый взгляд, во многом напоминает Деда Мороза: тоже Homo sapiens, тоже европеоид, тоже с густой и окладистой белой бородой. Но едва мы приступим к детальному сравнительному анализу, начнут выявляться многочисленные принципиальные различия.


Рис.2 Типовой экземпляр Санта Клауса


Одно из них бросается в глаза практически сразу: если верить официальной информации о Санта Клаусе, у него практически отсутствует репродуктивная функция. Действительно, в отличие от Деда Мороза, он не замечен даже в отдаленных родственных связях и живет в окружении только особей мужского пола (гномов). Все это вызывает дополнительные острые вопросы, вдаваться в которые мы категорически не желаем.

Затем следует обратить пристальное внимание на игриво-лукавое выражение лица Санта Клауса. Такой индивид не способен удерживаться от чрезмерных эмоций, что в условиях холодного климата очень опасно. Между тем, родиной Санта Клауса считают Лапландию – суровый край на севере Скандинавского и Кольского полуостровов. Индивид, проявляющий излишне высокую эмоциональность, не имел бы проблем в условиях теплого климата (Южная Франция, Италия, Испания, Сицилия или Кипр), но в суровых лапландских экосистемах выжил бы вряд ли. Таким образом, официальная легенда Санта Клауса вызывает у нас все больше и больше сомнений.

Эти сомнения убедительно подтверждаются следующим обстоятельством. Одним из характерных атрибутов Санта Клауса является веточка с заостренными листьями и красными плодами, прикрепленная сбоку к его шапке (рисунок 2). Используя ботанические определители, коллекции и гербарии, мы четко идентифицировали эти плоды и листья: они принадлежат древесному растению (Ilex aquifolium, падуб обыкновенный), широко распространенному в Юго-Западной Европе, Северо-Западной Африке и Юго-Западной Азии. В суровых условиях Лапландии данный вид не встречается и не может принадлежать выходцу из местных экосистем. Соответственно, мы окончательно убеждаемся в том, что северное происхождение Санта Клауса – чистейший вымысел. Данный объект происходит из более южных краев, вероятнее всего – из Юго-Западной Европы.  

Итак, судя по результатам проведенного анализа, Дед Мороз хорошо адаптирован к российской зиме и является естественным компонентом наших биоценозов. Санта Клаус – мигрант из Юго-Западной Европы, плохо приспособленный к обитанию в условиях холода, но, тем не менее, быстро распространяющийся по земному шару. Как известно, вторжение мигрантов в чужую экосистему зачастую приводит к ее необратимым изменениям. Поэтому для сохранения наших исконных экосистем необходимо тщательно оберегать Деда Мороза, не допуская чрезмерного распространения его конкурента.    

О.Н.Тиходеев, к.б.н., доцент кафедры генетики и селекции СПбГУ (Статья в новогоднем номере журнала «Санкт-Петербургский университет»)


Исследование геногеографии, происхождения и расселения Деда Мороза методами молекулярной биологии.

Обзор посвящен исследованию актуальнейшего вопроса современной теоретической биологии, а именно происхождению, расселению и эволюции Деда Мороза в свете современных открытий в области геногеографии и широком внедрении современных молекулярно-биологических методов исследования.

До недавнего времени любознательному исследователю приходилось довольствоваться лишь мифами и сказками о легендарном Деде Морозе (сокр., ДМ), теперь, когда методический уровень биологических исследований несказанно поднялся, мы можем заглянуть за завесу тайны происхождения ДМ. В новую область - геногеографию Деда Мороза, направили свои усилия ведущие лаборатории всего мира. Данные по этой актуальнейшей проблеме растут лавинообразно, и вот, спустя всего 10 лет с момента выхода первого обзора на английском языке, настало время опубликовать его и на русском. В России этой проблемой серьезно занимаются уже много лет, и по объемам финансирования подобные исследования занимают почетное 3е место после проблемы исчезновения свино-птичьего гриппа и проблемы исследования генезиса рака прямой кишки морских свинок.

Первые громкие отечественные достижения были связаны с работами московских молекулярных генетиков на петербургской популяции Дедов Морозов (Scheizermann et al., 1995). В ночь с 31 декабря на 1 января 1995 года в районе Дворцовой площади было отловлено свыше 40 Дедов, некоторые из которых впоследствии (по данным молекулярных исследований проведенных на базе НИИ акушерства и гинекологии им. Д.О. Отта) оказались снегурочками (Овечкин и др.). Деды характеризовались нечленораздельной речью и синюшным оттенком кожи и слизистых, и при поверхностном осмотре были сразу отнесены к распространенной ныне ветви приматов Человек прямонеходящий или Homo bibituris. Наибольший интерес московских исследователей вызвал рослый Дед Мороз, одетый в шапку треуголку,  зеленый кафтан и ботфорты, снегурка с ним была тоже необычная. Дед кричал об окне в Европу, видимо, хотел эмигрировать. Его, как типичную особь, миграционные пути которой оказались чудом выяснены, и взяли для дальнейших геномных исследований. К сожалению, отсеквенированные последовательности Деда очень плохо совпадали с последовательностями, добавленными в международную базу NCBI китайскими исследователями, годом раньше. Согласно данным последних, последовательность почти полностью совпадает с геномом Pícea abies. За прошедшие годы их статья многократно цитировалась и даже стала классической. Авторов номинировали на Букеровскую премию, однако, дали Нобелевскую премию мира.  В учебных изданиях уже напрямую связывают происхождение Деда Мороза от ели. Однако критики напоминают о том, что китайские исследователи проводили забор материала 31 декабря не до (как следовало бы по протоколу), а после посещения студенческих общежитий, и в связи с этим могли сделать это несколько некорректно.  Так или иначе, ведущие биотехнологические компании уже вовсю коммерциализируют  новейшие научные данные. В США, в фирме организованной талантливым ученым, выходцем из России,  предлагают услуги по определению гаплотипа Деда Мороза (Morozov, Zheltosnegov, Bluevodkin, 2010). В ходе этих исследований выяснилась парадоксальная ситуация, при которой большинство потомков Деда происходят от выходцев из Израиля. В связи с этим, Дом Деда Мороза решено перенести в Иерусалим (как вариант рассматривается Тель-Авив). Лига арабских государств выразила свой протест в связи с этими планами. Ведущие исследователи из Ирана не согласны с выводами американских исследователей, и склоняются к теории, по которой Дед Мороз и Аладдин одно и то же лицо. Российская делегация ведущих молекулярных биологов из МГУ (Махачкалинского Государственного Университета) уже направлена в Тегеран для организации молекулярной лаборатории.

Подобные услуги доступны и в Германии, и в этом случае не обошлось без наших соотечественников. Так, в качестве эталона в странах Западной Европы принят Дед Мороз, вывезенный контрабандой из России под видом поливочного шланга  в 1991 году. В 1992 г. Дед вырвался на свободу при перевозке из исследовательского центра Макса Планка. С этих пор и начинает отсчет серия драматических событий на зимних автобанах Германии. Попытки депортировать Деда не увенчались успехом, он слился с местной албанской диаспорой и затерялся. Теперь течение Гольфстрима меняется, Европу захлестнули различные гриппы. Такую немалую цену заплатила Европа за бесценный биоматериал.

Молекулярное маркирование Дедов необходимо еще и для того, чтобы отследить послеянварскую судьбу этих существ. Представляют интерес и последовательности отдельных генов Деда. Кроме чисто теоретических аспектов этой проблематики существуют и практический народно-хозяйственный выход этих исследований.  Так, открытие последовательности генов холодоустойчивости и подарконостности у Дедов откроет новые перспективы в получении трансгенных растений с этими генами. Растения смогут расти на снегу и плодоносить мешками с подарками.  В связи с этим требуется активизация исследований в этом направлении: на уровне Университета создание ресурсного центра по координации деятельности исследователей занятых этой проблемой, введение нового проректора и аппарата проректора по проблемам исследования Дедов Морозов Северо-Западного региона, а также, рассмотрение возможности проведения Международной конференции по Дедо-Морозной проблематике. На уровне государства необходимо введение новой строки в бюджет. Наша задача, как истинных патриотов России и Петербурга, состоит в том, чтобы заявить всему миру о нашем приоритете в исследованиях нашего исконного героя – Деда Мороза.

К.б.н., ассистент кафедры Генетики и селекции Д.И.Богомаз (Статья в новогоднем номере журнала «Санкт-Петербургский университет»)

Просмотров: 2647

Возврат к списку новостей


контакты       карта сайта      почтовый сервер       управление      поддержка

199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2006-2017