АБИТУРИЕНТУ   СТУДЕНТУ   ВЫПУСКНИКУ   СОТРУДНИКУ   РАСПИСАНИЯ


БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
ГЛАВНАЯ
НАШ ФАКУЛЬТЕТ
ПОСТУПЛЕНИЕ
ПЕРЕВОД И ВОССТАНОВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
НАУКА
Научная комиссия
Информационные материалы по сопровождению научных исследований
Конференции, семинары
Совет молодых ученых и специалистов
Публикации
Наука в СМИ
Диссертационный совет
УЧЕБНЫЙ ОТДЕЛ
ЭТИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ
ШКОЛЬНИКАМ И УЧИТЕЛЯМ
СТУДСОВЕТ
БИБЛИОТЕКА
ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СПИСОК И РЕЙТИНГ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
ОТДЕЛ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИК И СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ
АДМИНИСТРАЦИЯ
СВЕДЕНИЯ О СПбГУ
ЗЕЛЕНЫЙ КАМПУС
НЦМУ «АГРОТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО»
ВСТРЕЧИ РЕКТОРА СО СТУДЕНТАМИ
МЕНТОРСКАЯ ПРОГРАММА СПбГУ

Авторизация
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
 

Главная / Наука

Новости


19.12.2011

"Почему собака похожа на собаку?". Интервью с профессором С.Гилбертом

Автор известного учебника «Биология развития», выдержавшего девять изданий и ставшего фактически настольной книгой для студентов-биологов и медиков США, Европы и России профессор Скотт Гилберт посетил СПбГУ в ноябре 2011 года в качестве участника конференции, посвящённой памяти русского биолога и эмбриолога Александра Ковалевского.

После конференции профессор любезно согласился ответить на несколько вопросов.

- Мистер Скотт, каковы последние достижения в области биологии развития?

- Биология развития пытается ответить на многие вопросы, например, как сформировалось всё множество разнообразных видов живых существ. Первым большим достижением была идентификация механизмов клеточной дифференцировки – как возникают, для примера, клетки мышц, кишечника, кожи. Все они формируются из одной оплодотворённой яйцеклетки, как они потом получают свои различия – это первый вопрос биологии развития. Второй большой вопрос – это как клетки организованы, как они программируются для дальнейшей работы, например, для работы глаз, сердца. Почему глаза у нас именно на голове, и никогда где-нибудь ещё, почему пальцы именно на конце руки, и никогда не в середине. И, в конце концов, мы узнали, как различные типы органов получают размещение на теле, как программируется их организация, чтобы виды живых существ выглядели именно такими, какие они есть. Например, почему, глядя на собаку, мы всегда можем опознать, что это именно собака? Есть ли у каждого из видов свой путь развития видовых особенностей? Я думаю, важно, что мы смогли это понять.

- Имеют ли эти исследования прикладное значение?

- Огромное число результатов исследований по биологии развития используется в области искусственного оплодотворения – это очень важное применение. Второе применение – это борьба с раком. Исследование того, как эмбрионы растут и развиваются из оплодотворённой яйцеклетки, имеет отношение к пониманию происхождения новообразований. Многие клеточные процессы в эмбриональном развитии обусловлены действиями факторов роста и их рецепторов. В опухолях те же самые факторы роста и рецепторы часто неправильно экспрессируются или даже видоизменены, чтобы приобрести функцию онкогенов. Понимание функций этих факторов в развитии углубит наше знание биологии рака. Третье направление – это исследования стволовых клеток, очень перспективные для здравоохранения, медицины. Другая, новая область исследований – это изучение дефектов развития. Химикаты, используемые в нашей технологической среде, не вызывают дефектов при рождении, но потом эти дефекты могут проявиться. Химические вещества влияют на развитие эмбриона и могут вызвать в дальнейшем онкологические заболевания или болезни сердца. Сейчас у нас есть метод детекции, который позволяет очень быстро найти ошибки в развитии. Все эти знания имеют большое значение для повседневной жизни.


Возврат к списку

Управление научных исследований СПбГУ

ИАС НИД СПбГУ


Наука на факультете

Награды и достижения

Итоговые отчеты по НИР

Научно-образовательные центры

Научные школы

Победители конкурсов грантов Президента Российской федерации

Ресурсные центры и центры коллективного пользования




контакты       карта сайта      почтовый сервер       управление      поддержка

199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2006-2017