АБИТУРИЕНТУ   СТУДЕНТУ   ВЫПУСКНИКУ   СОТРУДНИКУ   РАСПИСАНИЯ


БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
ГЛАВНАЯ
НАШ ФАКУЛЬТЕТ
ПОСТУПЛЕНИЕ
ПЕРЕВОД И ВОССТАНОВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Учебно-методическая комиссия
Бакалавриат
Магистратура
Аннотации элективных дисциплин
Образовательные программы 2020/21
Аспирантура
Докторантура
Выпускникам
Конкурсы и стипендии
Соц. пакет студента
Вопросы по справкам и документам
НАУКА
УЧЕБНЫЙ ОТДЕЛ
ЭТИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ
ШКОЛЬНИКАМ И УЧИТЕЛЯМ
СТУДСОВЕТ
БИБЛИОТЕКА
ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СПИСОК И РЕЙТИНГ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
ОТДЕЛ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИК И СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ
АДМИНИСТРАЦИЯ
СВЕДЕНИЯ О СПбГУ
ЗЕЛЕНЫЙ КАМПУС
НЦМУ «АГРОТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО»
ВСТРЕЧИ РЕКТОРА СО СТУДЕНТАМИ
МЕНТОРСКАЯ ПРОГРАММА СПбГУ

Авторизация
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
 

Главная / Образование / Бакалавриат / Общие курсы бакалавриата

Образовательная программа «Экология. Биоразнообразие и охрана природы»


НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

С 2010 года на Биолого-почвенном факультете возобновляется подготовка бакалавров-экологов в рамках направления «Экология и природопользование». Основная задача новой образовательной программы «Экология. Биоразнообразие и охрана природы» - подготовка высококвалифицированных экологов, способных плодотворно решать различные задачи по охране и управлению использованием природных ресурсов с особым вниманием к решению проблем сохранения биоразнообразия коренных ландшафтов Северной Европы.

В зависимости от уровня подготовки основная задача программы «Экология. Биоразнообразие и охрана природы» решается в следующем виде:

- на уровне бакалавра - участие в разработке и реализации отдельных профессиональных разделов локальных и региональных программ по сохранению и устойчивому использованию природных ресурсов;

- на уровне магистра – формирование и реализация программ по сохранению и устойчивому использованию природных ресурсов на локальном, региональном и международном уровнях.

Новая программа - преемница одноименной 5-ти летней образовательной программы, выпускники которой совместно со своими коллегами из сопредельных стран решают важные вопросы сохранения биоразнообразия Северной Европы. Приобретенный за это время опыт показывает, что в основе подготовки экологов, способных решать важные экологические проблемы и грамотно «выстраивать» свою профессиональную карьеру, должно быть базовое биологическое образование – именно этим подготовка экологов на Биолого-почвенном факультете отличается от той подготовки, которая осуществляется на геологическом и географическом факультетах.

Разумеется, одной базовой биологической подготовки недостаточно для подготовки квалифицированных экологов, и в целом можно говорить о 3-х уровнях подготовки эколога на Биолого-почвенном факультете:

• Базовая биологическая подготовка;
• Специальная экологическая подготовка;
• Овладение методами управления природопользованием.

Подготовка экологов включает освоение теоретических дисциплин и приобретение практических навыков в решении различных природоохранных задач:

• Теоретические основы биоразнообразия;
• Проблемы охраны редких видов животных и растений;
• Мировая практика организации и функционирования особо охраняемых природных территорий;
• Теория и практика экономического и правового (юридического) сопровождения деятельности заповедников, заказников, национальных парков и т.п.

Цели и задачи Программы:

• Подготовка высококвалифицированных специалистов, способных плодотворно решать вопросы сохранения биоразнообразия коренных ландшафтов Севера Европы с учетом тенденций и перспектив развития сети ООПТ в Северо-Западном регионе России.
• Формирование основы для координации природоохранной деятельности, связанной с решением проблемы сохранения биоразно- образия, в масштабах всего Северо-Запада России. Здесь на первый план выходит взаимодействие с федеральными и региональными природоохранными структу- рами.

Краткий экскурс в историю
К одной из ключевых проблем современности, нашедшей отражение в конвенции Конференции ООН 1992 г. в Рио-де-Жанейро, относится сохранение биологического разнообразия. Вокруг проблемы сохранения биоразнообразия складывается широкая система международного сотрудничества, возникает необходимость подготовки специалистов, способных решать сложные вопросы комплекса мер, направленных на сохранение биоразнообразия. В 1997 году Санкт-Петербургский государственный университет получил лицензию на образовательную деятельность по специальности 013100 – ЭКОЛОГИЯ. В соответствии с этой лицензией три факультета - биолого-почвенный, геологический, географии и геоэкологии - приступили к обучению студентов по новой специальности, ориентируясь при этом на специфический для каждого факультета круг проблем. Так, на геологическом факультете появилась специализация «экологические риски и катастрофы», на факультете географии и геоэкологии студентов готовят по двум направлениям: «экологическая экспертиза» и «экологическая безопасность». На биолого-почвенном факультете было принято решение о подготовке специалистов в области сохранения биоразнообразия. В итоге была создана новая образовательная программа «Биоразнообразие и охрана природы».

• Реализация политики долгосрочного кадрового обеспечения системы ООПТ путем подготовки специалистов на основе целевого приема по программам, согласованным с региональными природоохранными органами.


Роль и место Программы в структуре биолого-почвенного факультета:

1.Освоение четко очерченной ниши на экологическом образовательном поле. На смену конкуренции с факультетом географии и геоэкологии и геологическим факультетом приходит конструктивное сотрудничество всех подразделений СПбГУ в области экологического образования.

2.Освоение новых форм организации учебного процесса, выходящих за рамки традиционной кафедральной структуры факультета. Развиваемые новые формы служат своеобразным «мостом» между традиционной российской системой высшего образования и европейской кредитно-модульной системой.

3.Совершенствование взаимодействия, восстановление старых и развитие новых связей между учебным процессом и научными исследованиями, нацеленными на решение проблем сохранения биоразнообразия. Систематика, генетика и другие биологические науки, сохраняя самостоятельность отдельных научных дисциплин, активно взаимодействуют в процессе становления методической базы учебного процесса.

Основные черты Программы:

1.Впервые в России стала осуществляться целевая подготовка специалистов для работы в области сохранения биоразнообразия. Аналогов подобной Программы в Университетах России нет.

2.Сочетание глубокой теоретической подготовки с практической направленностью. В основе подготовки будущих специалистов лежит базовое биологическое образование, включающее 4 основных блока теоретических дисциплин: разнообразие видов, генетическое разнообразие, разнообразие экосистем и ландшафтов. Кроме того, будущий специалист должен обладать знаниями, необходимыми для управления охраняемыми природными территориями, владеть методами развития правовой и экономической баз охраняемых природных территорий и регламентации хозяйственной деятельности на них.

3.Важный аспект образования в области сохранения биоразнообразия состоит в том, что эта деятельность не может замыкаться в границах одного государства, так как сохранение биоразнообразия требует внимания и взаимодействия на международном уровне. Деятельность Программы протекает под защитой международных проектов, направленных на реализацию идей устойчивого развития в Северо-Западном регионе России.

Трудоустройство

Высокое качество образования позволяет выпускникам факультета уверенно чувствовать себя на рынке труда. Они занимают престижные должности в государственных природоохранных службах и комитетах природопользования, работают в научно-исследовательских институтах Российской Академии Наук и различных ведомств, трудятся в производственных объединениях экологического профиля и консалтинговых фирмах. Выпускников-экологов отличает высокая творческая активность, способность и умение организовать новые перспективные объединения, среди которых такие влиятельные организации как Санкт-Петербургский экологический союз, Центр экологического аудита и консалтинга «РАВНОПРАВИЕ», Некоммерческая экологическая организация «Оптимальный мир» и ряд других.

Открытый междисциплинарный семинар
Важный элемент развития программы «Экология. Биоразнообразие и охрана природы» - регулярно действующий открытый междисциплинарный семинар, посвященной проблемам сохранения биоразнообразия:
1999 год – Координационное совещание по образованию в области сохранения биоразнообразия.
2000 год – Теоретические основы биоразнообразия.
2002 год – Устойчивое развитие ООПТ и проблемы подготовки кадров.
2003 год – Проблемы охраны редких видов животных и растений.
2004 год – Международное сотрудничество в области сохранения биоразнообразия.
2005 год - Экологический туризм на охраняемых природных территориях.
2006 год - Формирование магистерской программы по биоразнообразию и экологии: первые итоги.
2007 год - Проблемно-ориентированная программа подготовки магистров в области сохранения биоразнообразия.
2008 год - Итоги формирования инновационной магистерской программы в области биоразнообразия и экологии.
2009 год - Роль концепции Устойчивого развития в подготовке экологов в СПбГУ.
2010 год - Опыт подготовки экологов на биолого-почвенном факультете СПбГУ: на пороге нового курса развития.

Для бакалавров – будущих выпускников программы «Экология. Биоразнообразие и охрана природы» открыта возможность продолжения обучения в одноименной магистерской программе, созданной по заказу и при финансовой поддержке европейской программы «ТЕМПУС».

Инновационная магистерская программа «Биоразнообразие и охрана природы» предназначена для подготовки высококвалифицированных специалистов, готовых к работе в международной среде по управлению проектами, направленными на решение проблем сохранения биоразнообразия на локальном, региональном и глобальном уровнях.

Программа построена по кредитно-модульному принципу; студентам предстоит освоить 8 обязательных общих курсов, 5 курсов специализации, а также выбрать 6 курсов из списка элективных дисциплин. В программу обучения входит также работа над научным проектом, выполнение исследовательского проекта по одной из проблем устойчивого развития и подготовка магистерской диссертации.


Прием в 2010 году

Прием на первый курс программы подготовки бакалавров осуществляется по результатам ЕГЭ:

География (профильное вступительное испытание)
Русский язык
Биология

Прием на программу подготовки магистров осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительного испытания в письменной форме по Экологии.

Подробная информация о Правилах приема, перечнях вступительных испытаний и иных особенностях приемной кампании 2010 - http://www.spbu.ru/candidate/.


контакты       карта сайта      почтовый сервер       управление      поддержка

199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2006-2017